Учителя Ижевска учатся у профессионалов IT-компаний
Школа инженерного резерва и «Педагогический дебют» молодых педагогов в Ижевске. По данным на 1 июня 2017 года в Ижевске действуют 96 общеобразовательных организаций, в которых обучаются более 67 тысяч человек. С 1 сентября 2017 года открыты 125 профильных классов. В 15 школах изучают удмуртский язык и литературу, в 5 – татарский язык и литературу. В 2016-2017 учебном году в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 119 старшеклассников Ижевска, 52 человека стали призерами, 6 человек победителями и 4 школьника получили похвальные грамоты по математике. Призерами республиканских, всероссийских, международных фестивалей, конкурсов, выставок в 2016-2017 учебном году стали 1 582 человека. Ежегодно дети, достигшие особых успехов в интеллектуальных, спортивных, художественных конкурсах республиканского, российского, международного уровня получают Грант Главы города. Обучающиеся, достигшие особых успехов в учении, получают медаль города Ижевска. В 2017 году гранты были вручены 94 школьникам.
За последние два года школы Ижевска подготовили 12 призеров Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Молодой специалист Международного образовательного комплекса «Гармония – школа №97» стала победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют 2016».Также директора ижевских школ в этом году приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Директор года».
В целях развития образовательной робототехники Администрация города Ижевска выделила Грант. Благодаря чему были открыты ресурсные центры в каждом районе города, в каждой школе появилась минимальная зона образовательной робототехники.
Также на базе Станции юных техников Устиновского района реализуется научная STEM-школа «Школа инженерного резерва» для детей в области технического и естественно-научного творчества, на базе ДД(Ю)Т реализуется проект «RoboСфера» в целях подготовки педагогов, оказанию методической помощи.
Управление образования города Ижевска организует и проводит муниципальный этап Всероссийских соревнований (игр) школьников «Президентские соревнования» и «Президентские спортивные игры». Это самые массовые соревнованиями, в которых участвуют дети с 1 по 11 класс.
Профильное образование. «Система развития профильного образования с полным погружением учащихся в область профилизации предмета на базе городских санаториев может быть полезна коллегам в разных городах. Например, в рамках знакомства с IT-лицеем №24 города Ижевска мне и коллегам был представлен проект «IT вектор». Обучение начинается с 7 класса. Все педагоги прошли обучение у ведущих специалистов IT компаний, практические занятия проводятся на базе детских лагерей с полным погружением в технологии, что способствует более практико-ориентированному получению знаний. Такое сотрудничество со специалистами крупных компаний и санаториями очень важно», – рассказывает директор Школы №717 города Москвы Екатерина Владимировна Шарникова.
Использование ресурсов города. «Полезен опыт взаимодействия с сотрудниками бизнес-сферы и привлечение их кадровых ресурсов для обучения мотивированных учащихся, как это реализовано в городе Ижевске. В кванториуме работают специалисты IT-сферы, которые готовят себе новые кадры, обучая их уже со школьной скамьи. Привлечение таких практико-ориентированных специалистов помогает выпускникам города Ижевска быть успешными и востребованными после окончания школы», – поясняет старший методист, учитель математики и информатики Школы №717 Анна Вячеславовна Шиманская.
Обратная связь: «Нам, в свою очередь, полезен опыт коллег из Москвы в сфере совместных проектов:
- инженерные, медицинские классы;
- эффективная начальная школа (по программе 1-3);
- математическая вертикаль.
В рамках повышение квалификации интересны совместные стажировки учителей города Ижевска в городе Москве, а учителей города Москвы в городе Ижевске. В рамках развития дополнительного образования совместные межшкольные проекты с использованием возможностей городов Ижевска и Москвы», – отмечает начальник Управления образования Администрации города Ижевска Светлана Геннадьевна Петрова.
С опытом работы коллег из Ижевска познакомилась команда педагогов Школы №717 города Москвы.
Естественнонаучное образование в Ижевске: технологии и практики
Восемь школ Ижевска вошли в топ-500 лучших в России в 2017 году. В школах города созданы необходимые условия для реализации ФГОС, коллективы ведут активную инновационную деятельность, участвуя в работе экспериментальных площадок, реализуют прорывные образовательные проекты, такие, как «Инноватика», «Академпарк», «Робосфера», «IT-вектор образования», «В мире денег и финансов», «Столичный учитель», «Директорские субботы», «Город для детей!» и др. Восемь школ Ижевска вошли в топ-500 лучших в России в 2017 году.
Наполняемость общеобразовательных учреждений очень разная. Есть небольшие школы от 300 до 500 обучающихся, а есть крупные, состоящие из нескольких зданий, с общим числом обучающихся от 1500 до 2100 человек.
Дополнительное образование. Дополнительное образование осуществляется, как на базе школ, так и в 14 учреждениях дополнительного образования, которые представлены в каждом районе города. В кружках и секциях данных учреждений занимается свыше 68% детей от общего количества обучающихся.
Этнокультурное образование. Актуальным для столицы Удмуртии является развитие этнокультурного образования, создание необходимых условий для изучения культуры удмуртского и других народов, проживающих на территории Республики. Этнокультурное образование сегодня представлено изучением родных (нерусских) языков коренных народов: удмуртского и татарского – в различных формах: учебный предмет, факультатив, кружок.
Об опыте создания сетевого электронного ресурса, помогающего проектировать траекторию личностного саморазвития учеников и педагогов. Знакомство с образованием города продолжилось в образовательных организациях. Мы посетили Школу №256 для детей с нарушением зрения, Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа – 30», Лицей №41, Международный образовательный комплекс «Гармония – школа №97».
В Ижевском естественно-гуманитарном лицее «Школа – 30» реализуется программа экспериментальной площадки «Разработка и реализация технологии проектирования траектории личностного развития обучающихся с использованием веб – ресурсов».
Цель программы – создание сетевого электронного ресурса, помогающего проектировать траекторию личностного саморазвития учеников и педагогов.
Сопровождение личностного саморазвития будет обеспечено созданием сетевого образовательного ресурса, в который войдут информационные материалы, диагностические средства, методические рекомендации. Предполагается возможность тьютерского сопровождения и обучающихся, и учителей. Нам видится, что эта программа по завершении разработки могла бы помочь любой школе в создании оптимальных условий для выполнения требований ФГОС к личностным, предметным и метапредметным результатам образования школьников.
В Лицее № 41 реализуются проекты «Школа интеллектуальной и духовной культуры», «Построение междисциплинарного естественнонаучного образования лицея», «Компетентностный подход в образовании», «Компетентный родитель» и другие. Эти проекты объединяет стремление создать открытую развивающую образовательную среду, где ученик взаимодействуя с творческим, успешным педагогом сам становиться творческой и успешной личностью. Для нас интересной была презентация проекта «Построение междисциплинарного естественнонаучного образования лицея», который представляет интеграцию биологии, химии, физики. Представленное содержание может быть использовано в рамках реализации проектов «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе».
Внутренний мониторинг оценки качества знаний обучающихся. Особенно нас впечатлила образовательная деятельность самой крупной школы Республики Удмуртия – Международного образовательного комплекса «Гармония – школа № 97», в которой обучается 2100 детей. Внутренний мониторинг оценки качества знаний обучающихся, представленный школой «Гармония», включает в себя помимо системы традиционного контроля, рейтинговые исследования, разработанные предметными лабораториями школы, компьютерную программу «Результаты педагогического процесса». Качество образовательных результатов, обучающихся подтверждает эффективность сформированной системы и возможность её трансляции в других образовательных организациях.
Кадетское образование. Обучение в кадетском классе продолжается 2 года (10 – 11 класс). Кадеты учатся по принципу полного учебного дня: первая половина дня – общеобразовательные предметы, вторая половина дня – профильные предметы в системе дополнительного образования. При изучении общеобразовательных предметов упор делается на углубление знаний в области математики, физики, физической культуры, предмет «технология» представлен картографией и топографией. Дополнительно введены предметы: история Российской Армии и начальная военная подготовка. В системе дополнительного образования организованы занятия по специальным дисциплинам: общевойсковая подготовка; строевая подготовка; тактическая подготовка; огневая подготовка; рукопашный бой; медицинская подготовка; школа выживания. Это настоящая предпрофессиональная подготовка. Выпускники кадетских классов продолжают обучение в военных ВУЗах Российской Федерации.
Педагогический аудит как технология измерения качества обучения в школе – опыт, который будем изучать. «Будем изучать опыт школы «Гармония» по совершенствованию внутришкольной системы оценки качества образования. Разрабатываемая учителями-экспериментаторами программа «Педагогический аудит как технология измерения качества обучения в школе», реально помогает в оценочной работе, мотивирует и обучающихся, и учителей на новые образовательные результаты». Громова О.А., учитель начальных классов: «Высокое качество образования в школе «Гармония» обеспечивают в том числе реализуемые гендерный подход и разноуровневое обучение. Наша школа тоже делает первые шаги в направлении разноуровнего обучения и полученный опыт мы обязательно будем использовать в работе», – рассказала заместитель директора по качеству образования школы №1569 Раиса Валентиновна Почевалова.
Наш общий опыт. По просьбе коллег из Ижевска наша делегация представила опыт участия московских школ в городских образовательных проектах «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Кадетский класс в московской школе», «Московская электронная школа». Взаимообмен опытом позволил нам найти точки взаимодействия, мы совместно планируем:
- организацию вебинаров по технологии междисциплинарного обучения для учителей начального общего образования;
- изготовление силами учащихся инженерных классов по заказу Школы № 256 для детей с нарушением зрения пособий по тифлографике;
- изучение опыта работы Международного образовательного комплекса «Гармония – школа № 97» по организации разноуровневого обучения и внутреннего мониторинга.
С опытом работы коллег из Ижевска познакомилась команда педагогов Школы №1569 города Москвы.