Смотрите видеосюжет ниже:
Казань: занятия по летной подготовке с использованием тренажеров дополненной реальности
Как стать профессиональным инженером в Казани? Непрерывная концепция инженерного образования в Казани основана на создании единого образовательного пространства: детский сад – начальная лингвистическая школа – Инженерный лицей – вуз. Суть проекта заключается в формировании системы непрерывной подготовки, позволяющей органично совместить лучшие традиции классического школьного образования с начальной инженерной подготовкой. Его реализует «Лицей — инженерный центр» города Казани. Отличительная черта образовательного процесса в инженерном центре — объединение двух направлений подготовки учащихся: технического и лингвистического. Уже с дошкольного возраста здесь изучают иностранные языки, занимаются конструированием и моделированием. В пятом классе учащиеся получают общие знания по физике в рамках вводного курса по пропедевтике, дополнительно занимаются дисциплинами, связанными с основными научно-техническими направлениями.
Школьники учатся управлять самолетом. В Лицее №35 – образовательном центре «Галактика» действует центр аэрокосмического образования, где школьники обучаются на реалистичных компьютерных симуляторах вертолета и самолетах, сдают теоретические и практические экзамены, и уже в столь юном возрасте получают навыки управления настоящим вертолетом или самолетом. Полезен также опыт сочетания углубленного лингвистического и технологического образования в структурных подразделениях лицея. Созданная среда позволяет реализовать комплекс непрерывных образовательных мероприятий. С дошкольного возраста дети имеют возможность изучать свойства и явления природы, самостоятельно проводить экспериментальные опыты в игровой форме, развивать навыки целеполагания. Ключевыми направлениями обучения являются углубленное изучение физики, математики и дисциплин естественнонаучного цикла, также изучаются инженерная графика, информационные технологии, цифровое проектирование и конструирование, робототехника, 3D-визуализация и предметное погружение, прототипирование, нанотехнологии, основы электротехники и мехатроники.
Как работает система открытых задач? В Лицее № 35 накоплен большой опыт работы по развитию математической грамотности на основе практико-ориентированных заданий с применением аэрокосмического компонента на уроках математики и проектной деятельности. Практико-ориенти
Развитие ИТ-компетенций. Обучение навыкам работы с компьютером начинается еще в дошкольный период, в рамках которого дошколят знакомят с основными устройствами управления компьютером, интерфейсом операционной системы и основных программ. Обучение строится на сравнении физических и виртуальных инструментов, например, таких как карандаш, кисточка и бумага, что позволяет продвигается от простого к сложному в зоне ближайшего развития ребенка. Все это позволяет подготовить дошколят к работе в виртуальном пространстве, но уже в рамках школы.
Обучение тьюторов. Развитие алгоритмического мышления также начинается с дошкольного возраста на занятиях по робототехнике для дошкольников. В рамках этих занятий ребята, используя мобильное приложение и наборы обучающих конструкторов, осваивают простейшие линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Полезным оказался опыт использования SCRUM технологий в обучении тьюторов и наставников методической службы города. Подобный подход позволяет в ускоренном темпе не только распространять опыт применения различных ИТ-технологий в рамках уроков и дополнительного образования, но также разрабатывать и совершенствовать существующие подходы и методики.
Предметные результаты достигаются через надпредметную тему. Организация внеурочной деятельности в лицеях города Казани позволяет заниматься серьезными междисциплинарными проектами в неформальной обстановке. Очень наглядно это демонстрирует Лицей № 35, где образовательная программа выстроена таким образом, что предметные результаты достигаются через надпредметную тему аэрокосмической отрасли.
Создание читательской среды в образовательных организациях Казани. Одной из приоритетных целей образования в школах города Казани является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Читательская грамотность рассматривается учителями и воспитателями как один из самых важных критериев готовности к жизни в современном обществе. Особое место в учебном процессе, в процессе дополнительного образования занимают чтение и работа с информацией. Для будущего российского специалиста, имеющего широкий круг интересов, важно умение обрабатывать тексты разных форматов и типов. Для реализации этой цели в образовательных учреждениях города Казани была создана доступная, привлекательная читательская среда. Например, оснащенный по последнему слову техники информационно-библиотечный центр, современный библиотечный фонд, и набирающее популярность среди подростков движение буккроссинг.
Дополнительное образование в Казани. «Хочется отметить развитую структуру дополнительного образования школ города Казани, которое интегрировано в основное образование. Интеграция знаний основного и дополнительного образования состоит в том, что дополнительные знания даются на основе базовых, а базовые закрепляются при освоении дополнительных. Большое внимание уделяется развитию проектно-исследовательской деятельности, в которую вовлечены обучающиеся с 1 по 11 класс. Интересен опыт Инженерного лицея Казани, где каждый ученик должен в течение года защитить проект по определённому направлению, а результаты обучающихся в проектной деятельности фиксируются в зачётной книжке ученика. Школьники по данному направлению участвуют в мероприятиях республиканского, федерального и международного уровня. Например: Республиканский Фестиваль науки; Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке», проводимый Государственной Думой Российской Федерации и Национальной системой развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»; Международный конкурс научно-технических и художественных проектов «Звездная эстафета», проводимый Научно-исследовательским центром подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Очень важно то, что некоторые направления дополнительного образования реализуются круглогодично («образование без каникул»). В летний период организуются профильные лагеря, научные экспедиции, поисковые отряды и самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся. Такой подход способствует развитию индивидуальных и творческих способностей ребёнка и мотивирует самостоятельную исследовательскую деятельность», — рассказала куратор проектно-исследовательской деятельности Школы № 2031 города Москвы Светлана Александровна Шведова.
С опытом работы коллег из Казани познакомились команды педагогов Школы №2107 и Школы №2031 города Москвы.
Казань: современная инженерная школа
4500 педагогов Казани готовы к инновационной работе. В Казани успешно реализуется каскадная модель формирования инновационной культуры педагога на основе дифференциации педагогических кадров, организована работа городского методического объединения учителей-предметников; лаборатории тьюторского сопровождения, Школы молодого учителя, Школы методиста, мастерской руководителя. Повышение квалификации осуществляется через такие формы, как: семинары, практикумы, обучение на рабочем месте, мастерские, форумы, тренинги, круглые столы, дистанционное образование. Для успешной реализации используемых форм обучения внедрены следующие технологии: практико-ориентированные и личностно-ориентированные, дифференцированные, в зависимости от уровня развития профессиональной культуры (тьюторская, менторская, коучинга, технология модерации, делиберации). 4500 педагогов обучены и готовы к инновационной работе.
Работает ли теория на практике? Убедиться в этом возможно только побывав в школах и познакомившись с работой административной команды, педагогов, школьников. Этому и была посвящена практическая часть трехсторонней встречи. Посещение образовательных организаций началось с Инженерного лицея, состоящего из нескольких корпусов: детский сад – начальная школа – Инженерный лицей. Детский сад – начальная ступень замкнутой экосистемы и не случайно знакомство с работой лицея началось именно с него. Здесь ребята начинают изучать робототехнику и английский язык, это все параллельно занятиям, включенным в учебный план. Ребятишки, окончив детский сад, переходят в начальную лингвистическую школу ILS, где с первого класса изучают английский язык, со второго класса к английскому добавляется немецкий и китайский языки. Такие подготовленные ученики переходят в основной корпус Инженерного лицея. Радиоэлектроника, промдизайн, IT-технологии — вот далеко не полный перечень того, что изучают учащиеся лицея. Современное технологическое образование не возможно без знания иностранного языка. В связи с этим, во второй половине дня на занятиях по внеурочной деятельности идет работа с педагогами вузов, носителями иностранного языка.
Космическую медицину и биологию изучают школьники Казани. Следующей образовательной организацией, с которой состоялось знакомство, стал Лицей №35 – образовательный центр «Галактика» — модель школы нового типа. Развитие инженерного мышления начинается с детского сада, где ребята занимаются конструированием: строят «Дом для Енота», путешествуют в «Геометрический лес», изучают азбуку природолюбия, работают с кубиком Блума. В образовательном центре «Галактика» продолжается развитие инженерного мышления на основе реализации аэрокосмического компонента, работают экспериментальные лаборатории: «Космическая медицина и биология», «Электромонтажные работы». Набирает с каждым годом обороты детское объединение «Страна авиации» в рамках ранней профориентации школьников в аэрокосмическую отрасль. На авиатренажерах учащиеся учатся управлять воздушным транспортом и по окончании школы даже получают права на управление данным видом транспорта. Инженерные технологии, которые используются в объединении «Астрономия и астрофизика» помогают при подготовке к чемпионату Juniorskills.
13 – 15 декабря в Казани состоялся семинар-практикум на тему «Современная инженерная школа». Его участниками стали педагоги из Ижевска, Казани и Москвы. Работа по обмену опытом в системе образования продолжается.