Директора школ Ростова-на-Дону о московской системе образования
Каждый имел возможность увидеть полную картину по интересующей его теме. Направления профессионального интереса были разносторонние, но мнение об увиденном и услышанном — общее.
Во-первых, что отличает столичную систему образования – это командный дух. Видимо, именно он и позволяет с успехом претворять в жизнь самые смелые планы. Ведь многие из задач современного образования лежат в метапредметных плоскостях. И умение мобилизовать к совместному сотрудничеству различные структуры – важное качество лидеров системы образования города Москвы.
Во-вторых, информационная открытость. Это и создание единого коммуникативного пространства, и возможность транслировать передовой опыт, и использовать преимущества обратной связи.
И, наконец, создание мощной современной технологической среды, дающей возможность оперативно и с наименьшими временными затратами осуществлять управленческие функции.
Знакомство с образовательными учреждениями началось с посещения Школы №444. Галина Сергеевна Лукьянова, руководитель программ дошкольного образования, познакомила нас с работой дошкольного уровня. Привлекла внимание идея построения образовательной траектории дошкольника уже в момент поступления в детский сад. Причем педагогический коллектив принимает на себя ответственность за результативность учебы своих бывших воспитанников уже на школьном этапе.
Директор Школы №429 «Соколиная гора» Сергей Юрьевич Дроздов продемонстрировал, как в его учреждении функционирует система предпрофильной подготовки. Помимо созданных медицинских, инженерных, кадетских классов, лицеем успешно реализуется «Курчатовский проект». Современное оборудование лабораторий кабинетов физики, химии, биологии позволяет углубленно изучать предметы естественно — научного и технологического профиля.
Поразила нас своими инженерными решениями здание новостройки – Школа №2048. Ее директор, Станислава Сергеевна Буробина, познакомила с возможностями пространственного решения, позволяющего грамотно организовать функционирование школы, рассчитанной по проекту на 2100 обучающихся.
Наличие 300 камер видеонаблюдения, пульт наблюдения за всеми сферами жизнеобеспечения здания делают школу безопасной для детей.
Еще она немаловажная деталь – трансформация учебного пространства. Мобильные перегородки, интерактивная модификация актового зала позволяют творчески подойти к организации учебно-воспитательной работы.
Директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы Марианна Владимировна Лебедева и директор Московского Центра развития кадрового потенциала образования Алексей Иванович Рытов рассказали о новых методических и управленческих технологиях в столичной системе образования.
Единое информационное пространство всех субъектов образовательных отношений, включающее в себя систему коммуникаций между школой и семьей, образовательный контент как для педагогов, так и для школьников, автоматический анализ достижений учащихся позволяют повысить качество образования.
Представленные электронные пособия «Новые инструменты управления школой», «Единая комплексная информационная система», «Облачная бухгалтерия», «Облачные кадры» открыли для нас перспективу усовершенствования управленческой системы.
Важным стал и опыт московских коллег по организации конкурсных мероприятий «Учитель года» и работе с кадровым резервом.
В Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы создана многоступенчатая служба по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Здесь организована ранняя помощь и поддержка семей, имеющих ребенка с выявленным нарушением развития с полутора лет.
При знакомстве с Дворцом творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара его директор, Надежда Михайловна Куранина, рассказала об интеграции разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов московскими школьниками. О том, как организации дополнительного образования взаимодействуют со школами, о развитии естественно-научной и научно-технической направленности на примере «IT-полигона» и «Технорамы», о деятельности московского отделения Российского движения школьников.
Содержательная встреча состоялась и с директором Московского дворца пионеров на Воробьёвых горах Ириной Валентиновной Сивцовой. Разговор касался новых подходов к реализации программ дополнительного образования детей и взрослых, срокам реализации программ, комплектованию групп.
Среди членов делегации были специалисты Управления образования, начальники районных отделов образования, руководители образовательных организаций.
Городские образовательные проекты Москвы - для эффективного образования Ижевска
Мероприятия, проводимые Департаментом образования города Ижевска и Московским институтом открытого образования — это всегда содержательные сообщения, актуальные темы для обсуждения, интересные презентации сильных менторов и проектантов, идеи развития образовательных систем Москвы и городов РФ, дискуссионные площадки для презентации своего опыта и обсуждения актуальных и значимых вопросов развития образования, определение точек роста и реализации совместных проектов. Московская система открыта и доказательством этого стало подписание совместного меморандума с руководителями управлений образования городов России.
Модель управленческого проектирования Для нас очень привлекательна и, главное, реализуема в наших условиях, разработанная в Москве модель управленческого проектирования, которая дает возможность каждой управленческой команде взять в разработку самую важную проблему своего образовательного учреждения. Заинтересовала практика разработки, публичной открытой защиты (все видео публичных защит проектов лежат в открытом доступе на сайтах школ) и реализации управленческих проектов директорами московских школ; практика менторского сопровождения разработки и реализации управленческих проектов; практика независимых предметных и метапредметных диагностик качества образования, проводимых Московским центром качества образования, составление рейтинга вклада школ в массовое качественное образование, основанного исключительно на измеряемых показателях, взятых из городских информационных систем. К слову сказать, вся система московского образования, с нашей точки зрения, является сегодня огромной, открытой информационной системой.
Проект «Эффективный руководитель» — это непрерывное корпоративное обучение директорского корпуса. Каждый четвертый ижевский руководитель образовательной организации прошел очное обучение в Москве по данной программе. Это позволило нам перейти на проектную систему управления школами и сформировать систему корпоративного повышения квалификации управленческих команд.
Московский подход к аттестации руководителей образовательных организаций. Сложившаяся система, работающая сегодня как механизм швейцарских часов. Его основными принципами являются гласность, открытость, прозрачность и коллегиальность. Два года назад мы очень его серьезно изучили, каждый руководитель, обучающийся в Москве по программе «Эффективный руководитель» прошел тестирование, разработали проект своего положения об аттестации на соответствие должности «Руководитель образовательной организации», рассмотрели на совете руководителей образовательных организаций. Уже 13 ижевских директоров прошли аттестацию по новому порядку.
Город образования. Образование должно быть интегрировано в городскую систему. Этот подход Москвы нам тоже импонирует. Открытость школы, проведение уроков за пределами школьной территории, выход в учреждения образования, культуры, спорта, здравоохранения, на предприятия и т.д. – город для детей и для образования. Все это было продемонстрировано на Международном Московском форуме «Город образования». Уникальная площадка для обмена опытом по развитию основного, дополнительного, профессионального и предпрофессионального образования, демонстрации современных образовательных технологий, электронных ресурсов и учебного оборудования, повышающих качество и доступность образования, презентации практического опыта по интеграции городских ресурсов для формирования компетенции будущего у школьников и студентов. Обязательно поедем на Форум в 2018 году.
«Музеи. Парки. Усадьбы». Для Ижевска стал привлекателен и совместный проект Департамента образования города Москвы и Департамента культуры города Москвы «Музеи. Парки. Усадьбы», позволяющий привлечь внимание детей к истории и культуре своего города. Ценность проекта в том, что ребенок не только совместно с одноклассниками, учителями и родителями посещает учреждения культуры, изучая истории, культуру и традиции своего города, но и участвует в муниципальной олимпиаде, транслируя и проверяя свои знания. Проект дает возможность каждому ребенку реализовать свой потенциал, так как в его рамках проводятся различные конкурсы. Считаем, что этот проект в разных форматах может быть реализован и полезен в каждом российском городе, это визуализация образования, гражданско-патриотическое воспитание.
Ассоциация менторов столичного образования. Следующим направлением сотрудничества с московской системой образования стало взаимодействие с Ассоциацией менторов столичного образования. Мероприятия этой Ассоциации для нас всегда удивительные — встречи, актуальные темы для обсуждения, интересные докладчики, содержательная и практикоориентированная программа пребывания, посещение московских школ. Два года Ижевск – активный участник конференций, организованных менторами столичного образования. Об интересе к конференциям говорят и география, и количество участников. В этом году в конференции приняли участие 208 представителей управлений образования, образовательных организаций – партнеров московских школ, общественных организаций из 34 городов и 36 населенных пунктов Российской Федерации. Ижевск два года представляет на этих конференциях свой опыт подготовки управленческих кадров, точки роста ижевского. Осенью прошлого года приезд в Ижевск директоров — менторов столичного образования стал для нас образовательным событием. Мы провели круглый стол «Спроси у ментора. Москва-Ижевск», встречу с Советом руководителей образовательных организаций города Ижевска, обсудили значимые для директоров вопросы в сфере управления современной школой, выстраивания отношений с современными родителями, вопросы информатизации образования, подготовки директора и многие другие.
Институт менторства дал возможность примерить на себя те практики Москвы, которые могут быть использованы, у нас в Ижевске. Несколько московских проектов мы уже адаптировали под себя. По примеру московского проекта «Рядом с директором» подготовлен к реализации проект «Рядом с директором и его управленческой командой». Нам интересен опыт проведения директорских встреч, так как в Ижевске уже второй год реализуется городской проект «Директорские субботы».
Меморандум о сотрудничестве. В рамках подписанного на конференции руководителей городских систем образования меморандума о намерениях сотрудничества Ижевск посетила делегация московских директоров и педагогов. Прошли совместные сессии, встречи, круглые столы, дискуссионные площадки, знакомство с нашими школами и учреждениями дополнительного образования. Получился продуктивный профессиональный разговор руководителей московских и ижевских школ. Обсудили направления, по которым может быть продолжено сотрудничество. Московских директоров заинтересовала ижевская система обучения детей с ОВЗ, городской проект «Особенным детям — особое внимание», проекты по работе с молодыми педагогами, кадетские классы, сетевые проекты с детьми. Подобное сотрудничество позволяет директорам обсудить актуальные вопросы, поделиться опытом, найти точки дальнейшего взаимодействия. Ижевских директоров также заинтересовали реализуемые в Москве проекты по эффективной начальной школе, «Математическая вертикаль», работа медицинских, математических и инженерных классов.
Развитие кадетского движения стало еще одним интересным для нас направлением сотрудничества с московской системой образования. Ижевск имеет огромный опыт в этом направлении. Первые кадетские классы в ижевских школах появились более 20-лет назад. Участие лучших ижевских кадет в московском параде кадетского движения на Поклонной Горе» — это уникальная возможность, которая второй год предоставляется нашим детям. В рамках визита всегда интересная, насыщенная и содержательная экскурсионная программа.
Участие в Селекторных совещаниях Министра Правительства Москвы, Руководителя Департамента образования города Москвы И.И. Калины. Интересным, полезным ресурсом для городов является ресурс видеозаписи и возможности просмотра Селекторных совещаний в сети Интернет, что вновь говорит об открытости столичного образования для других городов. Участники мероприятий Департамента образования города Ижевска, Ассоциации менторов столичного образования имеют возможность личного участия в Селекторном совещании. Все записи селекторных совещаний находятся в открытом доступе, а для того, чтобы найти конкретно интересующую тему, освещенную когда–то на селекторе всегда можно воспользоваться электронным учебным пособием, которое размещено на сайте Московского института открытого образования. Там все видеозаписи селекторов разнесены по тринадцати тематическим блокам.
Для Ижевска сотрудничество с Москвой – это ресурс новых образовательных возможностей.
Руководители образовательных организаций Пензы прошли повышение квалификации в Москве
В январе, в Москве, по программе столичного Департамента образования «Эффективный руководитель системы образования», прошли повышение квалификации руководители образовательных организаций Пензы. Обучение было организовано в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанного на конференции «Эффективные модели управления образованием в городе», участниками которой стали начальники отделов образования городов РФ.
«В рамках действия меморандума между Москвой и Пензой к нам в гости приехали директора и педагоги двух столичных школ. Этот визит явился стимулом для нашего собственного дальнейшего профессионального развития. Было принято решение на уровне города о первом визите руководителей образовательных организаций Пензы в Москву по обмену опытом. В Москве руководители школ, менторы, тренеры института показали очень высокий уровень своего профессионального мастерства», — сообщила главный специалист Управления образованием города Пензы Татьяна Сионова.
Московский подход к повышению квалификации руководителей образовательных организаций в основе которого: тренинги, мастер-классы, проектные мастерские и стажировки на площадках школ, с участием представителей Ассоциации менторов столичного образования, по словам директоров из Пензы — это серьезная мотивация и абсолютно новый подход к организации результативной работы руководителя.
«Хочу отметить тренинги, которые с нами проводили в Московском институте открытого образования — все они практикоориентированые. Я — руководитель молодой, и особо хотелось в Москве посмотреть, как работает директор школы, и то, что мы имели эту возможность — это дало очень и очень многое. Для себя я хочу сказать, что когда я вернусь в свою образовательную организацию, то я поменяю свой стиль управления и какие-то новые наработки именно московских директоров я буду применять», — рассказал директор гимназии Иннокентия Пензенского города Пензы Юрий Каленов.
Директорам школ Пензы рассказали о московском подходе к аттестации руководителей образовательных организаций, о том, как формируется электронное портфолио директора и из каких результативных показателей состоит его аттестационная справка.
«Эта система аттестации не только открытая и принципиальная, она еще и объективная. Сегодня, мы попробовали решить практические задачи тестирования — первого этапа аттестации, и, я хочу сказать, что вся эта система, она необходима для человека, который видит себя в этой профессии и планирует в ней расти. Московская система аттестации направлена на формирование мышления современного и результативного руководителя», — отметила директор Школы №47 города Пензы Нелли Шумилина.
Московский подход к повышению квалификации руководителей образовательных организаций в основе которого: тренинги, мастер-классы, проектные мастерские и стажировки на площадках школ, с участием представителей Ассоциации менторов столичного образования, по словам директоров из Пензы — это серьезная мотивация и абсолютно новый подход к организации результативной работы руководителя.
Московские школы вышли на мировой уровень качества образования по показателям массового высокого образовательного результата
С опытом работы московской системы образования познакомились коллеги из города Тольятти.
Московские школы занимают высокие позиции в рейтинге лучших школ России: в 2017 году 13 школ вошли в рейтинг ТОП-25, 156 школ – в рейтинг ТОП-500. Московские школы вышли на мировой уровень качества образования по показателям массового высокого образовательного результата, удовлетворения потребностей москвичей на образовательные услуги и побед в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, конференциях.
Механизмы, обеспечивающие высокие результаты. Среди механизмов, обеспечивающих высокие результаты московской системы образования:
- новая логика финансирования школ (нормативно-подушевое, формульное);
- независимые диагностики качества работы школы (многофакторный рейтинг, критерии которого направлены на развитие самых разных талантов учащихся);
- многопрофильное обучение;
- интеграция ресурсов «большой школы»;
- особая роль дополнительного образования — программы дополнительного образования реализуются в каждой школе с вовлечением интеллектуальных, культурных, образовательных ресурсов всего города;
- изменение характера управленческого труда, отсутствие рычагов для манипулирования директором;
- развитая система аттестации;
- информационная открытость;
- реализация мегапроектов («Московская электронная школа», Интеграция программ разных уровней образования для достижения новых результатов «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире»).
Опыт Москвы, который мы будем использовать: практика разработки и реализации управленческих проектов; практика менторского сопровождения разработки и реализации управленческих проектов; разработка и внедрение независимых диагностик качества работы школы на основе многофакторного рейтинга; открытая информационная система образования.
Для чего нужен управленческий проект? «Еще во время обучающей сессии, которую мы с коллегами прошли в Москве, зародились основы моего управленческого проекта, стартовавшего в школе в сентябре 2017 года «Управление формированием школьных клубных сообществ как основа повышения эффективности внеурочной деятельности». Мой управленческий проект стал победителем городского конкурса инновационных (социально- значимых) проектов муниципальных образовательных учреждений городского округа Тольятти. Школе присвоен статус «Муниципальная инновационная площадка» по направлению «Модели управления развитием образовательного учреждения», рассказывает директор Гимназии №48 городского округа Тольятти Оксана Владимировна Кузнецова.
«Разработанная в Москве модель управленческого проектирования дает возможность каждой управленческой команде взять в разработку самую важную проблему своего образовательного учреждения и, основываясь на доступных ресурсах, в короткий промежуток времени сконцентрироваться на способах ее решения. Речь идет о конкретных проблемных ситуациях в четко обозначенный промежуток времени. Конечно, такая практика имеет высокую степень полезности для школы и ее воспитанников», — отмечает директор Школы №46 городского округа Тольятти Лариса Анатольевна Чубенко.
«Во время обучающей сессии в Москве удалось услышать опыт практикующих руководителей, посетить их образовательные учреждения, задать им вопросы. При этом каждый нашел что-то полезное для себя, поскольку для погруженного изучения был предложен опыт учреждений и общего, и дошкольного, и дополнительного образования в разнообразном организационном исполнении и разного рейтингового уровня. Результатом стало формирование четкой позиции у каждого руководителя к изменению, развитию тольяттинских учреждений», — поясняет директор Школы №4 городского округа Тольятти Людмила Александровна Скопцова.
Как говорить с родителями на понятном языке? «Ценен опыт формирования открытой информационной системы московской школы. В этом году организовали несколько трансляций открытых занятий педагогов, что вызвало неподдельный интерес и последующее обсуждение. Такая открытость дает возможность организовать диалог с обучающимися, родителями, общественностью на новом уровне понимания, доверия и ощущения «общего дела»», — рассказывает директор детского сада «Мечта» городского округа Тольятти Татьяна Александровна Хмель.
«Логично выстроенный механизм «заказа» на услуги дополнительного образования дает возможность развивать перспективные, востребованные направления работы», — отмечает директор Гуманитарного центра интеллектуального развития городского округа Тольятти Анастасия Викторовна Хаирова.
Аттестация на соответствие должности руководителя образовательной организации. «С целью повышения эффективности и качества управленческой деятельности, выявления перспектив использования потенциальных возможностей руководителей проводится аттестация руководителей и кандидатов на должность руководителей государственных образовательных организаций города Москвы, которая впечатлила нас своей масштабностью и основательностью. Основными принципами московской аттестации руководителей является гласность, открытость и коллегиальность. Гласность и открытость обеспечиваются проведением видеотрансляции в онлайн-режиме заседаний Аттестационной комиссии. Особенно интересно проходит второй этап в форме собеседования с целью изучения практических управленческих компетенций. Зачастую вопросы, задаваемые кандидату в руководители, касаются проблемных областей образовательной организации и умения находить эффективные решения», — рассказывает заведующая детским садом №2 «Золотая искорка» городского округа Тольятти Ульяна Месафовна Новикова.
Как сделать рейтинг работающим на качество? «В основу оценки качества деятельности, как руководителя, так и в целом образовательной организации положен рейтинг, как учет вклада школы в качество московского образования. Отличительной особенностью московского рейтинга является учет результатов, а не процессов и условий. Показатели оценки измеримы и понятны. Оценка деятельности тольяттинских образовательных учреждений осуществляется в ходе балансовой комиссии. Наши критерии также измеримы. Однако в московском рейтинге сбор данных от образовательных учреждений не предусмотрен. Все показатели собирают и аккумулируют информационные системы. Таким образом, обеспечивается объективность, прозрачность и независимость рейтинга от образовательной организации. Каждый руководитель может видеть развитие своей школы в общей системе образования», — отмечает заведующая детским садом № 27 городского округа Тольятти Елена Викторовна Макеева.
С опытом работы московской системы образования познакомились коллеги из города Тольятти.