Команда директоров и педагогов московских школ №1557 и №1223 побывала Томске и познакомилась с образовательными практиками одного из старейших городов Западной Сибири.
Томск — это крупный научный центр, достижения которого в системе образования связаны с традициями, которые были заложены ещё в 19 веке, во времена открытия первого в Сибири Императорского Томского университета (Первый Сибирский Томский Императорский (имени Александра III) государственный классический университет), и с технологиями, которые внедряются сегодня.
Профессиональная ориентация. Академический лицей города Томска, численность обучающихся которого составляет более 1100 чел., в качестве приоритетных реализует физико-математическое и информационное направления. Здесь создаются оптимальные условия для успешной социализации, укрепления и развития стратегических кадровых и интеллектуальных ресурсов Томской области и Сибирского региона. Эта работа организуется с дошкольного возраста. В рамках сетевого взаимодействия лицей организует и проводит сетевые курсы «Олимпийский резерв» по математике, физике и литературе; городскую олимпиаду МФТИ; мастер-классы для юных математиков – участников Уральских математических турниров; областную конференцию «Стратегии междисциплинарного обучения», межрегиональную конференцию по гражданскому образованию школьников «Традиции и инновации в правовом и гражданском обучении школьников»; семинары для специалистов дошкольных учреждений; семинары для методических служб районов Томской области.
Дополнительное образование. Центр «Планирование карьеры» г. Томска имеет статус муниципального ресурсного центра по развитию технического творчества в общеобразовательных организациях и муниципального оператора по организации и координации профориентационной работы в учреждениях общего и дополнительного образования. Центр является одним из лидеров среди организаций дополнительного образования Томска в развитии научно-технического творчества обучающихся и медиа-образования. Миссия Центра — обеспечение эффективной социализации и профессионального самоопределения обучающихся, развитие социального партнёрства с общеобразовательными организациями, ССУЗами и ВУЗами, представителями производственной среды и бизнеса. Одной из особенностей образовательной среды Центра является организация профориентационного каникулярного отдыха. Каникулярные программы дополняют деятельность Центра по сопровождению профессионального самоопределения, «погружению» в среду выбора профессионального пути, реализации практикоориентированных программ профессиональных проб.
Детский технопарк «Кванториум» реализует новую модель дополнительного образования школьников 5-11-х классов технической и естественнонаучной направленностей, в том числе, робототехника, космические технологии, биотехнологии, информационные технологии, промышленный дизайн, дополнительная и виртуальная реальность, аэротехнологии, геотехнологии.
Технопарк предлагает возможность получить не только новые знания, но также и надпредметные компетенции (умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения) – всё это для того, чтобы в будущем школьники стали успешными специалистами в любой области технологических разработок.
Это учреждение в городе и области Томска решает важную задачу занятости учащихся в свободное время, что очень актуально при двухсменной учёбе в школе. В «Кванториуме» работают увлечённые преподаватели, в основном это бывшие студенты Политехнического и Государственного университетов города Томска, которым нравится передавать детям свои знания и опыт разработки различных проектов. Ребята вместе со своими преподавателями решают реальные задачи, которые ставят им предприятия города и администрация. Например, они разрабатывают программы полётов квадрокоптеров с целью наблюдений за рекой и, в случае необходимости, произведения взрывов льда для предотвращения затопления деревень. В биохимической лаборатории по заказу администрации города разрабатывается проект по определению качества состава продуктов питания, таких как молоко, чай, кофе и др., а в лаборатории космонавтики создаются и просчитываются условия выхода спутника на орбиту.
«Проуниверситет». В Гуманитарном лицее города Томска реализуется образовательный проект «Проуниверситет» — трансформация профильного обучения, что предполагает, с одной стороны, переход к качественно новым требованиям к профилизации обучения, а с другой – повышение социальной и культурной ответственности участников проекта, которыми являются учащиеся, их родители, педагоги, преподаватели и сотрудники. Программа «Проуниверситет» учитывает концептуальные принципы и новые приоритетные направления развития университета. «Проуниверситет» включает несколько приоритетных направлений: «Человек цифровой эпохи», «Транссибирский научный путь» и «Инновации, экономика и менеджмент».