В течение двух дней в начале декабря 2018 года команды московских школ №2127 и №1392 в режиме нон-стоп знакомились с образовательными практиками города-героя Новороссийска — презентационные площадки школ и учреждений дополнительного образования, круглый стол с руководителями образовательных организаций, посещение дошкольных учреждений с целью обмена опытом.
В системе образования города Новороссийска нашли своё отражение история, культура и традиции этого города. Особое внимание отводится формированию различных навыков учащихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности, приоритетными направлениями которой являются: семейные спортивные клубы выходного дня (на базе общеобразовательных учреждений), театральные студии, хоровая деятельность (ученический, педагогический, семейный хор), робототехника (образовательная, соревновательная).
Инженерное образование
Морской технический лицей сочетает в себе классические традиции и современные педагогические технологии и является учреждением, в котором большое внимание уделяется предпрофильной подготовке и профильному образованию. В лицее создаётся модель непрерывного инженерного образования и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях профильного образования с целью развития научно-технического потенциала Новороссийска. В образовательной организации создан Школьный научно-инженерный центр, ассоциированный член Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова. Опыт лицея по созданию образовательного пространства в рамках краевой инновационной площадки «Пропедевтика формирования инженерной культуры учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС средствами Школьного научно-инженерного центра» заслуживает изучения. Созданный центр представляет собой образовательное пространство, позволяющее формировать у обучающихся инженерную культуру и техническое мышление и способности, ориентирует подростков на техническое творчество.
«Формирование инженерной культуры состоит в поиске эффективной модели интеграции урочной и внеурочной деятельности, школьного и дополнительного образования как инструмента повышения качества общего образования. Такой моделью стал наш Школьный научно-инженерный центр, — рассказывает директор лицея Маркова Ирина Петровна. — Цель создания Центра заключалась в совершенствовании процесса формирования инженерной компетенции школьников, создании необходимых условий и механизмов эффективного и устойчивого развития системы урочной и внеурочной деятельности, способствующей самореализации, социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся, подготовке их к активному участию в развитии научно-технического потенциала Краснодарского края».
Дополнительное образование
Самыми востребованными направлениями в учреждениях дополнительного образования являются: физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт, художественное творчество, социально-педагогическое направление. Особое внимание уделяется созданию дополнительных площадок: радиоуправляемый моделизм и робототехника, верёвочный парк, спортивно-тренировочный туристический комплекс, состоящий из скалодрома и туристической полосы. Воспитанники учреждений дополнительного образования города Новороссийска ежегодно занимают призовые места во Всероссийских, Международных и краевых конкурсах.
Дворец творчества детей и молодёжи им. Н.И. Сипягина, в структуре которого работают более 10 отделов, является крупнейшим многопрофильным учреждением дополнительного образования Краснодарского края. Дворец творчества — ресурсный центр по профориентационной работе (РЦПР), главной задачей которого является повышение общего уровня информированности подростков о мире профессий и профессиональных требованиях, формирование у учащихся активной гражданской позиции, навыков социального поведения; развитие активности и самостоятельности учащихся в профессиональном самоопределении, способности адаптироваться в условиях рыночной экономики.
Военно-патриотическое воспитание
«Патриотическое воспитание молодёжи» и «Школы города Новороссийска» без ложной скромности можно считать синонимами. Любовь к Родине здесь воспитывают в учащихся с малых лет: педагоги неустанно передают новым поколениям память о бессмертном подвиге советских солдат и офицеров, о подвиге тех, кто ковал победу в тылу. В школах введён предмет «Кубановедение», который изучают все учащиеся, что позволяет сохранить и приумножить традиции Кубани. В каждой школе также открыты казачьи классы. Воспитательные функции реализуются через сферу учебной и воспитательной деятельности, дополнительного образования детей, организацию развивающего досуга и социально-полезной деятельности в свободное время, а также через социально-педагогическую работу с детьми по месту жительства и с семьёй.
Работа с детьми с ОВЗ
Для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития. В Новороссийске организована «Служба ранней помощи» детям с ОВЗ. Здесь проводится раннее выявление нарушений в развитии ребёнка, оказывается коррекционная помощь, что способствует максимальной компенсации имеющихся особенностей. Групповые помещения и кабинеты специалистов оснащены современным оборудованием, отвечающим требованиям стандарта по организации работы с детьми с особыми возможностями здоровья.
Обмен опытом
За круглым столом в Школе №40 руководители Школ №24, №21, №18 и гимназии №6 познакомили со спецификой работы, реализацией патриотического воспитания и казачьего образования, развитием талантов и социальной активности обучающихся через деятельность РДШ. 25 руководителей образовательных организаций обсудили общие задачи современного образования, познакомились с проектами столичного образования, наметили пути дальнейшего сотрудничества.
По итогам встречи было подписано соглашение о сотрудничестве между Департаментом образования и науки города Москвы и Управлением образования Администрации города Новороссийска, которое включает в себя обмен опытом, создание совместных рабочих групп, консультирование и обмен делегациями.