Псков: школьники говорят на восьми языках
Сотрудничество. Система образования города Пскова включает в себя более 50 дошкольных образовательных учреждений (11 500 воспитанников), 28 школ (из них 6 – с дошкольными группами, всего – 24 000 обучающихся), еще 6 учреждений готовят студентов по программам профессионального образования. При этом дополнительным образованием охвачено 16 400 юных псковичей. Псков развивает сотрудничество не только с городами России (Санкт-Петербург, Казань, Москва), но и активно обменивается опытом со странами Прибалтики и Скандинавии.
Дошкольное образование. Большое внимание в системе псковского образования уделяется развитию дошкольного образования. Так, детский сад №6 «Звездочка» демонстрирует высочайшие достижения за счет сочетания педагогической методики Марии Монтессори с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и применения методик развивающего обучения, разработанных отечественными авторами.
Каждый ребенок талантлив. Много общего с московскими школами в методиках выявления и развития талантов ребят Школы №47. Индивидуализированный подход, вовлечение обучающихся в формирование школьной среды и активное применение туристско-краеведческой работы – это все факторы, способствующие самореализации подростков. Трогательное отношение к истории одной из старейших железнодорожных школ было заметно и на открытии школьного музея, участниками которого оказалась московская делегация: проект восьмиклассников о ветеранах педагогического труда стал началом настоящей музейной экспозиции.
Образовательные возможности для детей с ОВЗ. Особое место в программе пребывания делегации заняло знакомство с работой Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды с тяжелыми сочетанными нарушениями и органическими поражениями не только получают образование в рамках Центра, но и имеют широкие возможности для подготовки к дальнейшей жизни в социуме. Так, Центр реализует программы профессиональной подготовки и трудовой адаптации инвалидов, а также ведет уникальную программу самостоятельного или сопровождаемого проживания своих выпускников в специально оборудованных квартирах.
Класс пловцов. Местом открытий стала и старейшая в России Школа №1, отметившая недавно свой 231 день рождения. Только в одном из классов этой школы учились писатель Юрий Тынянов, основоположник отечественной онкологии Лев Зильбер и вирусолог Август Летавет. Соединение концепции гимназического образования с открытостью массовой районной школы позволяет педагогическому коллективу развивать как учебные, так и спортивные таланты школьников, что видно на примере класса пловцов.
Интеграция дисциплин. Интересный опыт создания крупного высокотехнологичного образовательного комплекса продемонстрировала Псковская Инженерно-Лингвистическая Гимназия. Соединение двух, казалось бы, полярных профилей дало по-настоящему мультипликативный эффект.
Концепция STEAM (S — science, T — technology, E — engineering, A — art и M — mathematics), реализуемая увлеченным коллективом единомышленников во главе с Татьяной Владимировной Светенко, дает применение междисциплинарного и прикладного подхода, а также интеграцию всех пяти дисциплин в единую схему обучения. Конкурентоспособность выпускников школы, усилена предлагаемым к изучению спектром из 8 иностранных языков. Такая интегративная модель способствует успеху учеников Гимназии и в проектной деятельности, в чем убедились московские педагоги, познакомившись с работами волонтерского отряда «Сириус» (по названию знаменитого центра, где ребята бывают на тематических сменах).
Обмен опытом. Заключительный день пребывания прошел в формате круглого стола, в ходе которого педагоги Москвы и Пскова имели возможность обменяться опытом. Псковские коллеги представили опыт активизации профессионального самоопределения подростков, инклюзивного образования, волонтерской и исследовательской деятельности школьников. Большой интерес вызвал и опыт московских педагогов: формирование математической грамотности школьников, участие в социально значимых проектах города Москвы, реализация эффективных практик управления образовательными организациями столицы.
По итогам круглого стола была достигнута договоренность о реализации совместного ученического проекта социокультурной направленности между Школой №814 города Москвы и Школами №9 и №18 города Пскова, пока – в дистанционном режиме.
Завершением встречи стало заключение Договора о сотрудничестве. Со стороны Пскова договор подписал Игорь Владимирович Прокофьев, начальник Управления образования города Пскова, со стороны Москвы, от имени и по поручению Руководителя Департамента образования – Максим Николаевич Иванцов, директор Школы №814.
С опытом работы коллег из Пскова познакомилась команда педагогов Школы №814 города Москвы.
Псков: стартапы школьников реализует бизнес-сообщество
С опытом работы коллег из Пскова познакомилась команда педагогов Школы №1950 города Москвы.
Интеграция программ общего и дополнительного образования. Полезный опыт коллег представлен Псковским педагогическим комплексом. Он основан в 1989 году как учебное заведение нового типа. Главным принципом работы школы стала непрерывность образования. Псковский педагогический комплекс смог объединить под одной крышей сразу несколько отделений: общеобразовательное отделение, гимназию, лицей искусств и отделение индивидуального развития. Главное, чего хотели добиться основатели комплекса – это создать такое место, где бы под одной крышей ученики смогли получать все виды образования, от обычного среднего до художественного и даже театрального. Псковский педагогический комплекс неоднократно побеждал в различных конкурсах среди образовательных учреждений и уже второй год подряд входит в список 500 лучших школ России.
О развитии системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями. Важным пунктом программы было знакомство с Центром лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Реализуемые уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее. ГБОУ ЦЛП реализует следующие образовательные программы: адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего и основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата , адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности. В 2017 году Центру лечебной педагогики присвоен статус Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями.
Особенности построения «разрывного» обучения в спортивных классах и применение технологий музейной педагогики в учебном процессе. Школа №47 — учреждение, имеющее в своем составе дошкольное отделение. Директор Псковской Школы №1 Ломонова Ирина Александровна продемонстрировала особенности построения «разрывного» обучения в спортивных классах и применение технологий музейной педагогики в учебном процессе, рассказала о том, как пополняется экспозиция школьного музея одного из старейших учебных заведений России, которому в этом году исполнился 231 год, об алгоритме изучения архивных документов, поисковой работе в Государственном архиве Псковской области по запросам родственников, а точнее потомков тех, кто учился или работал в гимназии.
Билингвальное образование. Псковская инженерно-лингвистическая гимназия образована в 1993 году в составе гимназического отделения Псковского педагогического комплекса. Сегодня это отдельное учреждение, получившее в состав новый корпус с 1 сентября 2017г. В гимназии заложены основные идеи билингвального образования; дана возможность каждому участнику образовательного процесса сделать свой выбор и стать лидером; осознана ответственность перед детьми, родителями и обществом за качество образовательных услуг. «На нашей базе запускается новый проект «Свое дело». Объединение детей в проектно-предпринимательские группы, чтобы ученики могли выйти из школы уже со своим готовым бизнесом, причем бизнесом производственного характера. Создание менторской группы предпринимателей и руководителей предприятий для проведения консультаций по малому бизнесу и поддержке перспективных стартапов», — рассказала директор «Псковской инженерно-лингвистической гимназии» Татьяна Владимировна Светенко.
Полезное знакомство с лабораториями и мастерскими школы. В активе школы различные лаборатории: нанотехнологий и 3D-моделирования, прототипирования, лаборатория робототехники, школьное телевидение, школьный издательский центр, лаборатория механики и пневматики, астрономический комплекс.
«У нас, безусловно, есть множество точек соприкосновения с коллегами. Внедрение дополнительного образования в учебный процесс основной школы, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и развитие инженерного направления в образовательном процессе. Вот неполный перечень направлений дальнейшего сотрудничества. И самое главное, это профессиональное взаимодействие педагогов, без этого сегодня невозможно представить эволюцию системы образования России», — отметила учитель информатики Школы №1950 города Москвы Ирина Викторовна Афонина.
С опытом работы коллег из Пскова познакомилась команда педагогов Школы №1950 города Москвы.
Что об этом пишут в СМИ: