С опытом работы коллег из Смоленска познакомились команды педагогов Школы в Капотне и Школы №1363 города Москвы.
Развитие системы образования в городе Смоленске. В городе Смоленске реализуются ведомственные целевые и муниципальные программы «Развитие образования города Смоленска», «Молодёжь города Смоленска», «Реконструкция спортивных комплексов и площадок в школах Смоленска».
Образовательная сеть Смоленска включает 81 дошкольное образовательное учреждение (16011 чел.), 43 общеобразовательных учреждения (32327 чел.), 10 учреждений дополнительного образования детей (10483 чел.). Образовательный процесс осуществляют 3829 педагогов.
Исследовательская и проектная деятельность
В образовательных организациях Смоленска Школа №40, Школа №32, Школа №27, Школа №29, Гимназия №1 действуют научные общества учащихся, реализуются проекты гуманитарной и технической направленностей. Представляют интерес исследования учеников Гимназии №4, проводимые в школьном зимнем ботаническом саду, эксперименты по физике с использованием цифровой лаборатории «Архимед».
В школах успешно реализуется такое направление технического творчества, как робототехника. Лучшие работы представлены на конкурсе проектов по образовательной робототехнике среди школьников Смоленска и Смоленской области, Всероссийской конференции на базе СмолГУ «Развитие научно-технического творчества детей и молодежи».
Сетевая форма реализации образовательных программ
В рамках городского проекта «Использование сетевой формы реализации образовательных программ и интеграционного сотрудничества для профессионального самоопределения обучающихся, для обеспечения дополнительных образовательных потребностей обучающихся» осуществляется активное развитие интеграционного сотрудничества. Партнеры общеобразовательных организаций: Смоленский государственный университет, Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, Военная академия ВПО ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского, Филиал ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского», Филиал ФГБОУ ВО «НИУ МЭИ», ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум». Опыт разработки и реализации совместных образовательных программ представлен Школой №32 им. С.А. Лавочкина. В перспективе планируется включение в сетевую форму реализации образовательных программ промышленных предприятий города и области, развитие дистанционных образовательных маршрутов.
Система гражданско-патриотического воспитания ведётся на основе деятельности по изучению истории и традиций родного края – Смоленщины.
Приоритетное направление — формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на основе любви к малой родине, ее исторических и культурных традиций. Система дополнительного образования в школах Смоленска строится на краеведческом принципе обучения и воспитания.
Осуществляется тесное сотрудничество организаций со Смоленской епархией Русской Православной Церкви. Реализованы международные проекты, семинары по проблемам возрождения православных традиций воспитания и образования (совместно с педагогами Беларуси).
Интересен опыт Православно-патриотического клуба в Школе №32 им. С.А.Лавочкина, направления деятельности которого — «Основы военной службы», «Связь поколений», «Растим патриота и гражданина России».
Школьные команды оказывают помощь культурно-историческим заповедным местам, проводят экологические десанты, разрабатывают проекты «Памятные места Смоленщины», «Мой земляк. Помню! Горжусь!» и др.
Успешно реализуется проект «Киноклуб для старшеклассников «Доброе кино».
Опыт сохранения традиций как фактора инновационного развития образовательной и воспитательной систем представлен педагогами Гимназии №1 им. Н.М.Пржевальского. Гимназия — одно из старейших учебных заведений не только Смоленска, но и России, открыта в 1786 году. Современные ученики следуют девизу – «Интеллект и нравственность», подтверждая это высокими результатами учебной и воспитательной деятельности.
«Дом окнами в детство» — это самая яркая и выразительная характеристика Смоленского Дворца творчества детей и молодежи. Каждый ребёнок или подросток может выбрать направление по душе: художественное, прикладное и техническое творчество, краеведение, туризм и др. Уникален опыт создания Детской Лесной Республики «Гамаюния», расположенной на территории в 350 кв. км в Национальном парке «Смоленское приозерье». За 48 лет работы Республики оборудованы сотни стоянок, изучены и описаны памятники природы, истории, археологии, архитектуры. Находки широко представлены в экспозиции музея ДТДМ.
Волонтерство, детское общественное движение
Более 21 тысячи школьников состоят в Смоленской детской общественной организации им. Ю.А.Гагарина. Традиционные дела СДГО им. Ю.А.Гагарина: смотры школьных дружин и отрядов, школы актива, конкурсы знаменных групп, участие в региональных и международных фестивалях. Создано отделение «Юнармия». Действует Городской волонтёрский корпус, в составе которого более тысячи человек.
Смоленские школьники — лучшие волонтёры России в рамках Всероссийского конкурса «Доброволец России-2017», победители Всероссийского конкурса социальных квестов «Флагман» (Школа №27 им. Э.А. Хиля)
Сотрудничество
Большое внимание уделено формированию интернационального мировоззрения, укреплению духовных, культурных и социально-экономических связей между народами.
В школах Смоленска организовано сотрудничество с образовательными организациями Республики Беларусь, Германии, Польши, КНР. В школах организовано участие в мероприятиях Международного фестиваля «Мосты дружбы» под патронатом Международного общественного фонда «Российский фонд мира». Реализуются совместные мероприятия с ОО г. Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Севастополя и др.