В Смоленске учат, сохраняя традиции как фактор инновационного развития образовательной и воспитательной систем
С опытом работы коллег из Смоленска познакомились команды педагогов Школы в Капотне и Школы №1363 города Москвы.
Развитие системы образования в городе Смоленске. В городе Смоленске реализуются ведомственные целевые и муниципальные программы «Развитие образования города Смоленска», «Молодёжь города Смоленска», «Реконструкция спортивных комплексов и площадок в школах Смоленска».
Образовательная сеть Смоленска включает 81 дошкольное образовательное учреждение (16011 чел.), 43 общеобразовательных учреждения (32327 чел.), 10 учреждений дополнительного образования детей (10483 чел.). Образовательный процесс осуществляют 3829 педагогов.
Исследовательская и проектная деятельность
В образовательных организациях Смоленска Школа №40, Школа №32, Школа №27, Школа №29, Гимназия №1 действуют научные общества учащихся, реализуются проекты гуманитарной и технической направленностей. Представляют интерес исследования учеников Гимназии №4, проводимые в школьном зимнем ботаническом саду, эксперименты по физике с использованием цифровой лаборатории «Архимед».
В школах успешно реализуется такое направление технического творчества, как робототехника. Лучшие работы представлены на конкурсе проектов по образовательной робототехнике среди школьников Смоленска и Смоленской области, Всероссийской конференции на базе СмолГУ «Развитие научно-технического творчества детей и молодежи».
Сетевая форма реализации образовательных программ
В рамках городского проекта «Использование сетевой формы реализации образовательных программ и интеграционного сотрудничества для профессионального самоопределения обучающихся, для обеспечения дополнительных образовательных потребностей обучающихся» осуществляется активное развитие интеграционного сотрудничества. Партнеры общеобразовательных организаций: Смоленский государственный университет, Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, Военная академия ВПО ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского, Филиал ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского», Филиал ФГБОУ ВО «НИУ МЭИ», ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум». Опыт разработки и реализации совместных образовательных программ представлен Школой №32 им. С.А. Лавочкина. В перспективе планируется включение в сетевую форму реализации образовательных программ промышленных предприятий города и области, развитие дистанционных образовательных маршрутов.
Система гражданско-патриотического воспитания ведётся на основе деятельности по изучению истории и традиций родного края – Смоленщины.
Приоритетное направление — формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на основе любви к малой родине, ее исторических и культурных традиций. Система дополнительного образования в школах Смоленска строится на краеведческом принципе обучения и воспитания.
Осуществляется тесное сотрудничество организаций со Смоленской епархией Русской Православной Церкви. Реализованы международные проекты, семинары по проблемам возрождения православных традиций воспитания и образования (совместно с педагогами Беларуси).
Интересен опыт Православно-патриотического клуба в Школе №32 им. С.А.Лавочкина, направления деятельности которого — «Основы военной службы», «Связь поколений», «Растим патриота и гражданина России».
Школьные команды оказывают помощь культурно-историческим заповедным местам, проводят экологические десанты, разрабатывают проекты «Памятные места Смоленщины», «Мой земляк. Помню! Горжусь!» и др.
Успешно реализуется проект «Киноклуб для старшеклассников «Доброе кино».
Опыт сохранения традиций как фактора инновационного развития образовательной и воспитательной систем представлен педагогами Гимназии №1 им. Н.М.Пржевальского. Гимназия — одно из старейших учебных заведений не только Смоленска, но и России, открыта в 1786 году. Современные ученики следуют девизу – «Интеллект и нравственность», подтверждая это высокими результатами учебной и воспитательной деятельности.
«Дом окнами в детство» — это самая яркая и выразительная характеристика Смоленского Дворца творчества детей и молодежи. Каждый ребёнок или подросток может выбрать направление по душе: художественное, прикладное и техническое творчество, краеведение, туризм и др. Уникален опыт создания Детской Лесной Республики «Гамаюния», расположенной на территории в 350 кв. км в Национальном парке «Смоленское приозерье». За 48 лет работы Республики оборудованы сотни стоянок, изучены и описаны памятники природы, истории, археологии, архитектуры. Находки широко представлены в экспозиции музея ДТДМ.
Волонтерство, детское общественное движение
Более 21 тысячи школьников состоят в Смоленской детской общественной организации им. Ю.А.Гагарина. Традиционные дела СДГО им. Ю.А.Гагарина: смотры школьных дружин и отрядов, школы актива, конкурсы знаменных групп, участие в региональных и международных фестивалях. Создано отделение «Юнармия». Действует Городской волонтёрский корпус, в составе которого более тысячи человек.
Смоленские школьники — лучшие волонтёры России в рамках Всероссийского конкурса «Доброволец России-2017», победители Всероссийского конкурса социальных квестов «Флагман» (Школа №27 им. Э.А. Хиля)
Сотрудничество
Большое внимание уделено формированию интернационального мировоззрения, укреплению духовных, культурных и социально-экономических связей между народами.
В школах Смоленска организовано сотрудничество с образовательными организациями Республики Беларусь, Германии, Польши, КНР. В школах организовано участие в мероприятиях Международного фестиваля «Мосты дружбы» под патронатом Международного общественного фонда «Российский фонд мира». Реализуются совместные мероприятия с ОО г. Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Севастополя и др.
С опытом работы коллег из Смоленска познакомились команды педагогов Школы в Капотне и Школы №1363 города Москвы.
70% выпускников школы №33 Смоленска сдали ЕГЭ по трём предметам более чем на 220 баллов
Московская система образования постоянно изучает и интересуется результативными образовательными практиками школ России, исходя из того, что в городских системах образования имеется положительный опыт, который может быть полезен для системы образования нашей столицы. 22 декабря 2017 года по поручению Департамента образования города Москвы делегация в составе группы руководителей Центральных городских учреждений Департамента образования города Москвы: ректора Московского института открытого образования А.И. Рытова, директора Городского методического центра М.В. Лебедевой, директора Центра технологической модернизации А.А. Добрякова и заместителя начальника управления планирования и координации Департамента образования Москвы Н.А. Родиной познакомились с опытом работы Школы № 33 города Смоленска.
Школа № 33 города Смоленска несколько лет привлекает к себе внимание как жителей города и области, так и педагогического сообщества России. Школа – неоднократный победитель различных конкурсов: «Школа года», национального проекта «Образование», четыре года подряд школа входит в ТОП-500 лучших школ России, в 2016 и 2017 году школа – лауреат Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века» по версии Невской Образовательной Ассамблеи.
Это самая большая школа города Смоленска, в ней обучаются более 1600 учеников. В школе на протяжении многих лет реализуется модель социально-контекстного образования. Московской делегации была предоставлена возможность ознакомиться с деятельностью педагогического коллектива по достижению качественных результатов, обсудить резервы школы в подготовке обучающихся к успешной будущей деятельности.
Необходимо отметить, что в основе успеха коллектива школы лежит самоотверженный труд педагога, стремление каждого из них добиваться от обучающихся максимально качественных результатов учёбы. Каждый педагог стремится работать над собой, для обеспечения будущего успеха своего ученика. Качество образования стало главным содержанием работы коллектива, который определил смысл своей деятельности в том, что от качества обучения зависит качество жизни каждого обучающегося в будущем. Именно по этой формуле происходит накопление знаний каждого школьника. Это подтверждается результатами государственной итоговой аттестации: традиционно выпускники школы демонстрируют высокие результаты, которые значительно превышают областные и общероссийские показатели. В 2017 году 70% выпускников школы сдали ЕГЭ по трём предметам более чем на 220 баллов.
По сути, в школе выстроена система поиска заложенных в каждом ребёнке способностей и дополнительных стимулов для их развития. Среди лучших учащихся школы, продемонстрировавших высокий уровень личностного развития – 10 лауреатов Премии Президента РФ, учреждённой в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка талантливой молодёжи», 6 лауреатов областной стипендии имени Князя Смоленского Романа Ростиславовича, 3 лауреата премии имени Ю.А. Гагарина и 8 обучающихся, имена которых занесены в Книгу Почёта школьников города-героя Смоленска.
«Меня интересовали, прежде всего, вопросы: как используются ресурсы классного руководителя и управленческой команды в целом, насколько происходит их взаимодействие, а не подмена друг друга. По сути, руководитель школы, его заместители, учителя, родители и школьники стали единой командой, цель которой — подготовить к успешной жизни каждого школьника», — поделился впечатлениями о поездке ректор МИОО Алексей Иванович Рытов.
С опытом работы коллег из Смоленска познакомилась делегация в составе группы руководителей Центральных городских учреждений Департамента образования города Москвы.
Что об этом пишут в СМИ: