Директора школ Челябинска рассказали о результативных практиках в образовании своим коллегам из Москвы.
Современный Челябинск — крупный промышленный мегаполис, деловой, научный и культурный центр Южного Урала. По индустриальной мощи он находится в первой пятерке городов страны. Именно концепцией развития города определяется серьезная предпрофессиональная подготовка челябинских школьников. Так, например, в Лицее №97, Лицее№35 и в других образовательных организациях осуществляется обучение по естественнонаучному и физико-математическому профильному направлению. Школьники сами выбирают варианты изучения учебных предметов, самостоятельно определяя темы и направления творческой, исследовательской и проектной деятельности. Уже начиная с 5 класса, в учебный план включаются дополнительные часы по физике, биологии, химии.
Информатику здесь изучают со второго класса. Вертикаль инженерного образования выстраивается с дошкольного уровня через занятия по робототехнике, лего-конструированию. В детском саду №10 обучение детей навыкам работы на компьютере проходит в оснащённых кабинетах информатики и робототехники. Такой предмет как информатика в начальной школе входит в сетку уроков, начиная со 2 класса. В Лицее №31 для старших школьников созданы все возможности для реализации инженерно-конструкторских идей в Лаборатории современных технологий. Материально-техническое обеспечение лаборатории позволяет решать задачи конструирования и воплощения в реальность специального оборудования для лабораторных работ по физике и для проведения олимпиад по физике различного уровня. Летом преподаватели Лаборатории современных технологий принимают участие в работе выездной физико-математической школы «Рысь». На базах Лицея №11 и Лицея № 97 созданы Центры детского технического творчества, на базе Лицея № 102 – школьная исследовательская лаборатория. Ведущую роль в дополнительном образовании играет Дворец пионеров и школьников им. Крупской. Дворец курирует деятельность научного общества учащихся, которое проводит региональный конкурс «Интеллектуалы ХХI века» и проектно-исследовательские смены «Курчатовец», во время которых ученые готовят с детьми исследовательские и проектные работы и знакомят с инженерной деятельностью.
Про экологов, робототехников и будущих дипломатов. К примеру, на базе Лицея № 102 Челябинска создана инновационная биолого-экологическая лаборатория. Здесь мальчишки и девчонки ведут наблюдения за живым миром Первого озера и Никольской рощи, а еще, совместно с преподавателями ВУЗов и своими педагогами, разрабатывают проекты по защите природы. Есть и такие школьники, которые занимаясь в лаборатории робототехники побеждают на конкурсах по всей России. А вот в Гимназии №23 с первого класса изучают английский с британским уклоном, теперь еще и курсы для будущих врачей доступны местным ребятам.
В основе всего – математика. Программа ТЕМП (технологии и естественные науки + математика = приоритеты образования) определяет на уровне вузов перечень востребованных специализаций технического, экономического, медицинского, экологического и др. направлений. Основные механизмы участия – организация профильных информационно-технологических, биохимических, физико-химических, физико-математических классов, университетских классов с частичным преподаванием профильных предметов на базе вузов, или преподавателями вузов на базе школ, выполнение детьми проектных и исследовательских работ под руководством вузовских преподавателей и на площадке вуза.
Кадетские классы. Преобладающей направленностью образовательной программы (профилем) большинства кадетских классов является подготовка юных спасателей при поддержке Главного управления МЧС России по Челябинской области. В образовательных организациях также представлены воспитательные программы, сопровождаемые сотрудниками УМВД России по городу Челябинску и Главного пограничного управления ФСБ России по Челябинской области. Традиционно юные кадеты Челябинска – самые активные участники всех гражданско-патриотических и спортивно-массовых мероприятий в районах и в городе. Совместные образовательно-досуговые, спортивные мероприятия с шефами и кадетами школ города и области – все это, безусловно, расширяет воспитательный потенциал реализуемых образовательных моделей.
Дополнительное образование детей в городе Челябинске обеспечивают 54 муниципальных учреждения дополнительного образования, из которых 21 находится в ведении образовательной системы. Кроме того, образовательные программы дополнительного образования реализуют детские объединения, работающие в общеобразовательных организациях города. Центр детского творчества «Гармония» – это площадка для поиска и воплощения совместных творческих решений коллективов разных направленностей. В этом учреждении активно практикуют совместную деятельность детских и профессиональных творческих коллективов. Среди реализованных проектов центра «Гармония» – концертные программы с Государственным русским народным оркестром «Малахит», с оркестрами института культуры города Челябинска, музыкальные иллюстрации к лекториям Челябинского концертного объединения. На протяжении нескольких лет творческие коллективы учреждения участвуют в концертном сопровождении проектов Правительства Челябинской области. Детские объединения центра «Гармония» – многократные лауреаты всероссийских и международных творческих фестивалей и конкурсов.
Основной приоритет в образовании Челябинска — интересы и потребности каждого ребенка. В городе более трети всех учреждений работает в инновационном режиме, 17 школ входят топ-500 школ России. Школы города принимают активное участие в таких проектах как IT школа Samsung, школьная лига РОСНАНО, а также участвуют в чемпионате WorldSkills — в октябре 2017 года обучающиеся Лицея №97 стали чемпионами мира среди юниоров в компетенции «Электромонтаж». Физико-математический Лицей №31 по результатам Олимпиад различного уровня, в том числе и международных, стабильно занимает первое место в области и входит в ТОП-25 лучших школ России.