Организация профориентационной работы
На примере работы Лицея №1 была представлена модель эффективной реализации сетевого взаимодействия между школами, учреждениями профессионального образования и вузами. В рамках этого взаимодействия учащиеся 10-11-х классов, которые традиционно специализируются на изучении химии, имеют возможность пройти обучение в Салаватском индустриальном колледже по специальности лаборант химического анализа III степени. По окончании курса обучения выдаётся свидетельство о получении специальности, которое позволяет сразу начать работу по указанной профессии. Кроме того, сотрудничество осуществляется также с Салаватским колледжем образования и профессиональных технологий. В рамках этого взаимодействия учащиеся, начиная с 8 класса, имеют возможность получить рабочую специальность повара II категории. Особую значимость в городе имеет компания «Газпром нефтехим Салават», которая выстроила модель непрерывной подготовки кадров для собственных производств, начиная со школы и заканчивая корпоративным обучением. Обучение в Лицее №1 — первый этап, реализуемый через проект профильных классов и проект «Школа будущего», через разноуровневую систему обучения, систему профильного взаимодействия и систему дополнительного образования. Ещё в начальной школе большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, в системе дополнительного образования выстраивается креативный блок обучения: шахматная, музыкально — театральная, художественная секции, песочная студия, занятия по робототехнике.
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование – шаг к реализации прав детей на получение доступного образования. В городе создана система непрерывного инклюзивного образования «ДОУ – СОШ – ССУЗ – ВУЗ». Этот опыт можно использовать в организации работы с детьми, имеющими особенные возможности здоровья. Разработанная и действующая с 2009 года система позволяет построить индивидуальное сопровождение детей с различными заболеваниями. В детском саду №18 созданы условия для образования детей с ослабленным зрением, амблиапией и косоглазием, ЗПР и ЗРР. Здесь действуют кабинеты специалистов: учителей – дефектологов, учителей – логопедов, педагогов – психологов. Для работы с детьми дошкольного возраста, которые направляются в данный детский сад по заключению ПМПК, используются учебно-методические игровые комплекты, специальное оборудование и дидактический материал для работы со слепыми и слабовидящими детьми. Отличительной чертой является офтальмологическое лечение с использованием компьютерных программ, зрительных тренажёров, проведение физиотерапевтических процедур.
После такой дошкольной подготовки дети могут поступить в Школу №15, где реализуются принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников. Помимо основных занятий, обучающиеся получают дополнительную медицинскую помощь, школа работает как реабилитационный центр: проводятся аппаратное офтальмологическое лечение, ЛФК, занятия со специалистами.
В Программе непрерывного инклюзивного образования принимает участие Салаватский колледж образования и профессиональных технологий. На его базе проводится обучение молодых людей с инвалидностью и ОВЗ с использованием дистанционных и электронных технологий, создана доступная среда. Данный колледж является Региональным центром развития движения «Абилимпикс» в Республике Башкортостан: в ноябре 2015 года на базе учреждения был организован и проведён первый чемпионат по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью в Республике Башкортостан. В общекомандном зачёте IV Национального чемпионата «Абилимпикс» в 2018 году Республика Башкортостан заняла 2 место (22 медали), среди призёров
- в категории «студенты» по компетенциям «Туризм», «Робототехника», «Учитель начальных классов» — студенты Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий;
- в категории «школьники» по компетенции «Туризм» — обучающийся Школы №25;
- в категории «специалисты» по компетенциям «Портной», «Художественный дизайн», «Кондитерское дело», «Издательское дело», «Программирование» Салаватскому колледжу образования и профессиональных технологий вручён диплом в номинации «Лучший региональный центр развития движения «Абилимпикс».