
Светлана Шумская
воспитатель, ГБПОУ «1-й МОК»

Инна Овчинникова
педагог-психолог, ГБПОУ «1-й МОК»
Актуальность данной темы обусловлена потребностью ознакомить педагогов, работающих в группах общеразвивающей направленности, и родителей с методами, способными содействовать «запуску» речи у безречевых детей.
В последние годы увеличилось количество детей, испытывающих трудности речевого развития. Как правило, речевые расстройства обусловлены поражением или недоразвитием речевых зон головного мозга или речевого аппарата (например, артикуляционного аппарата, голосовых связок). Безречевые дети представляют собой гетерогенную группу с различными нарушениями речи, в которую входят дизартрия, моторная и сенсорная алалия, анартрия. Также к этой группе относятся дети с первичными нарушениями развития, такими как детский церебральный паралич, расстройство аутистического спектра, нарушения слуха, а также интеллектуальная недостаточность. У таких детей наблюдается общая моторная неловкость, сниженная общая работоспособность, низкий уровень развития психических процессов, двигательная расторможенность или заторможенность.
Вербальная речь неговорящих детей ограничивается вокализациями, звукоподражаниями и звукокомплексами, а также эмоциональными восклицаниями, что не позволяет им полноценно взаимодействовать с окружающим миром.
Важным аспектом «запуска» речи является адаптация методов под индивидуальные особенности каждого ребенка.
Не существует универсального подхода, и то, что работает для одного ребенка, может оказаться неэффективным для другого. Этот аспект требует от педагогов творческого подхода и гибкости в выборе методов.
В своей работе педагогам и родителям следует руководствоваться принципом педагогики «от простого к сложному». Это подразумевает систематическое и последовательное обучение, которое строится на индивидуальных особенностях каждого ребенка и направлено на развитие всех аспектов речевой деятельности: понимания, произношения, словарного запаса и грамматических навыков.
К методам активизации речи, в первую очередь, мы хотели бы отнести игровые подходы. Это использование элементов игры и различных видов игр для организации образовательной деятельности, чтобы сделать ее более мотивирующей, интересной, результативной. Любые виды игр основаны на взаимодействии, что позволяет неговорящим детям развивать языковые навыки, накапливать пассивный словарь в естественной и непринужденной обстановке. Ответственным моментом является создание потребности подражать действию, слову взрослого. Нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание повторять и произносить одни и те же звукосочетания неоднократно, поэтому игра является самым лучшим вариантом совместной деятельности. Начать можно с элементарных игр для развития речевого дыхания, например, «Пёрышко», «Вертушки», «Сдуй снежинку», «Аэробол», «Воздушный футбол». Такие игры просты и интересны детям и важны для формирования правильной речи. Они помогают развить силу и длительность выдоха, что необходимо для плавного, четкого произношения звуков, слов и фраз, а также для интонационной выразительности речи и создают мотивирующую основу для взаимодействия со взрослым.
Работа с визуальными и слуховыми стимуляциями должна сочетаться с развитием моторики. Моторное развитие у незаговоривших детей представляет собой важный компонент в процессе активации речи. Моторные навыки, такие как координация движений и ловкость рук, имеют непосредственное влияние на речевые способности. Подходы к активизации моторики могут варьироваться от простых манипуляций с предметами, использования в работе потешек, стихов с движениями и пальчиковых игр, до сложных игровых действий, включающих в себя элементы имитации.
Двигательная активность также играет ключевую роль. Включение в повседневные занятия танцев или активных игр может помочь детям проявить свои эмоции через движение, а это, в свою очередь, способствует развитию спонтанной речи. Одним из методов может стать использование музыки, где ритм побуждает детей двигаться и, следовательно, раскрепощает их, предоставляя пространство для первых попыток озвучивания мыслей.
Работа над артикуляцией также является неотъемлемой частью развития речи. Обычные артикуляционные гимнастики могут включать в себя упражнения на растягивание и сжатие губ («Улыбка», «Трубочка»), движения языка — вверх и вниз («Чашечка», «Грибок»), в стороны («Часики», «Вкусное варенье»). Эти простые действия не только приводят в тонус мышцы речевого аппарата, но и создают благоприятные условия для произнесения звуков.
Использование нейроигр и нейротренажеров способствует развитию межполушарного взаимодействия мозга, улучшению когнитивных функций (памяти, внимания, мышления) и координации движений у детей, а также коррекции речевых нарушений. Это могут быть как различные устройства, так и игровые методы, предназначенные для стимулирования работы мозга посредством мышечной активности и сенсорных ощущений. Например, это межполушарные лабиринты, доски, балансиры, доски Бильгоу, «пальцеходы», а также командные нейроигры.
Использование жестов при взаимодействии и общении с ребенком могут облегчить процесс понимания и воспроизведения речи. Например, жесты могут помогать указать на предметы, которые ребенок хочет назвать и сформирует «указательный жест». Это создаст максимально комфортные условия для выхода на словесное взаимодействие.
Воспроизведения звуков окружающего мира широко используется в упражнениях для развития речи. Повторяя за взрослыми разнообразные звуки, например, подражание животным, звукам природы, сигналам транспорта, дети начинают произносить и повторять простые короткие слоги, например, «ау», «ку-ку», «ту-ту». Выбирать лучше те звуки, которые больше нравятся ребенку, чтобы он воспринимал процесс как увлекательную игру. Позитивные эмоции во время таких занятий играют ключевую роль, так как они способствуют более быстрому и эффективному развитию речи у детей.
Для развития произношения односложных, далее двухсложных слов и формирования элементарной фразы у детей, особенно на начальных этапах развития речи, можно использовать различные методы и приемы, направленные на расширение словарного запаса, освоение грамматических конструкций и развитие связной речи. Основные методы включают в себя наглядность, игровую деятельность, использование дидактических материалов, а также различные виды речевых упражнений. Также основные методы включают в себя использование картинок, игрушек, реальных предметов для обозначения слов и понятий, а затем их объединения во фразы. Например, показывая ребенку картинку с мячом и произнося слово «мяч», затем показываем картинку с изображением девочки, говорим «девочка», после чего, показывая обе картинки, произносим фразу «Девочка играет в мяч». Повторяя, дети учатся произносить слова, комбинируя несколько слов, выстраивают первые простые фразы, что позволяет им выражать свои мысли.
Активное участие родителей в процессе речевого развития ребенка является ключевым фактором успеха. Рекомендации, касающиеся создания речевой среды, использования различных методов и подходов, а также взаимодействия с педагогами, могут значительно повысить шансы на успешное преодоление задержки речи. Важно мотивировать родителей к сотрудничеству с педагогами, которые могут предложить профессиональную помощь и поддержку. Достижения детей повышают интерес родителей в генерализация речевых навыков.
В заключение можно сказать, что запуск речи у неговорящих детей — это сложный и многогранный процесс, требующий терпения, понимания и системного подхода. Разработка персонализированных программ, основанных на взаимодействии всех участников процесса, открывает новые горизонты для развития речевых навыков у неговорящих детей.
Список литературы
- Ананьева И.Н. Говорящие картинки: комплект дидактических материалов по формированию навыков применения средств альтернативной коммуникации (пиктограмм) у неговорящих детей дошкольного возраста. Приложение к программе «Посмотрите, я говорю!». Часть 1. Самара, 2014 – 20 с.
- Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у детей». Екатеринбург, 2011 – 320 с.
- Леханова О.Л. Состояние невербального общения и формирование невербальных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием: монография. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2011 – 192 с.
- Максакова А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаик Синтез, 2006 – 102 с.
- Стребелева Е. А. Методическое пособие: с приложением альбома. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2009 — 164 с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980 – 240 с.
- Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. – М.: Гном, 2024 – 102 с.