
Екатерина Пиляева
старший воспитатель, школа № 1391

Екатерина Шлапацкая
воспитатель, школа № 1391
Не секрет, что обучение грамоте нужно начинать еще в дошкольном образовательном учреждении. Во время такого обучения у детей формируется интуитивное восприятие грамотности, развивается мыслительная деятельность, память и воображение, а также дети готовятся к успешному обучению в школе.
«Шулешкинский» подход к обучению грамоте непривычен. Хотя бы в том плане, что дети обучаются письму, а чтение «получается» как бы само. Причем ребенка не обучают грамоте, а создают атмосферу, в которой он сам бы этому обучался.
Много интересных вещей узнают малыши о буквах и цифрах, об ориентировании в пространстве, об интересных представлениях своих товарищей. Самое удивительное, что никто из взрослых не информирует их об этом, обо всем нужно расспросить друзей, дети сами всё узнают друг от друга. Начинается эта грамотная жизнь с «Аквариума», с которым наши воспитанники познакомились лично.
Что же такое «Аквариум»?

«Аквариум» – большая таблица, на которой изображен стеклянный параллелепипед с голубоватой водой, в которой плавают среди водорослей и ракушек рыбки, а на стенах – буквы алфавита.
Каждой букве в таблице соответствует ее порядковый номер-цифра от 1 до 33. Цифры выделены в специальную горизонтальную полосу. Каждая буква находится под (или над) своей цифрой. Цифровой ряд делит аквариум на две части:
– над цифрами находятся гласные буквы;
– под цифрами располагаются все согласные буквы, мягкий и твердый знаки.
Согласные буквы в «Аквариуме» размещены группами:
– первая группа (б, в, г, д, ж, з) расположена в левом нижнем углу аквариума, отделена большой водорослью и выделена темным зеленом цветом, входящие в нее буквы представляют группу звонких звуков;
– вторая группа (п, ф, к, т, ш, с) является парной для первой группы и находится по правую сторону от водоросли;
– третья группа (л, м, р, н) находится в центре аквариума среди маленьких рыб, которые ассоциативно связываются с напоминающими журчание воды названиями этих букв;
– четвертая группа (ф, х, ц, ш, щ) расположилась у воздушного фильтра, шипящие буквы ассоциируются с поднимающимися пузырьками воздуха;
– твердый и мягкий знаки образуют особую группу из двух букв.
Занятия с таблицей «Аквариум» начинаются с разглядывания его детьми, сначала их привлекают живые обитатели аквариума, красочная неживая природа, но кто-то замечает буквы, сразу возникают вопросы: «Зачем тут буквы? Какие они? Почему именно так?».
К пяти годам каждый ребенок знает несколько букв. Он может стать участником разговора о том, что известно и что неизвестно на представленной картине аквариума, в том числе и о цифрах, и о буквах.


Первые занятия с аквариумом включают в себя обсуждения на тему:
– что мы видим в аквариуме;
– какими свойствами обладают объекты, размещенные в аквариуме;
– как все объекты связаны между собой.



После проведения всех аналогий «Аквариума» дети приступают к играм с использованием аквариума.
Перечислять игры можно долго, приведем некоторые примеры таких игр:
1) Игра «Знаток аквариума»– дети играют в парах или командах, загадывают друг другу определенное число; задача противника, как можно скорее назвать соответствующую ему букву.

2) Игра «Угадай букву»– игра в командах, в которой одна из команд сочиняет небольшую историю об определенной букве (не называя ее), задача противника – определить загаданную букву по описанию.
(Пример описания: «Однажды одна широкая буква плыла по аквариуму к своему другу, но на пути ей встретились огромные пузыри, исходящие из самого дна. Буква пыталась выбраться из этого потока, но не смогла.» Буква «Ш»)
3) Игра «Составление слов по заданной звуковой схеме» – дети делятся на пары, каждая из которых получает звуковую схему, задача детей – определить классификацию букв в схеме и придумать подходящее слово.

4) Игра «Расшифровка слов» – дети получают зашифрованные с помощью чисел слова, задача – определить написанное слово, составить его звуковую схему.


Почему мы используем именно таблицу «Аквариум» в своей работе?
Чтец-побуквенник – типичное явление среди начинающих читать. Знакомясь с отдельными буквами, он сначала освоил мысль о совпадении имени буквы (эм, пэ,…) с малым отрезком речи. Это верное наблюдение он выразил неверно: будто звучание речи передается буквами поименно. После чего при взгляде на текст он видит не слова, а наборы букв и непроизвольно для себя их произносит. Эту проблему помогает решить таблица, дети знакомятся с неразрозненным алфавитом.
Педагогические задачи, которые поможет решить таблица «Аквариум»:
– знакомство с неразрозненным алфавитом;
– порядковые номера букв в алфавите;
– гласные/согласные звуки;
– парные согласные;
– сонорные согласные;
– шипящие/хрипящие звуки;
– иностранный алфавит (можно добавить его буквы на крышку аквариума в более старших классах).