Пенкина В.В.
директор Школы-интерната № 73

Для полноценного включения ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребёнок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив образовательной организации. Для решения данных задач современному руководителю не обойтись без тьютора.

Тьюторство, как новая в российском образовании педагогическая деятельность, становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребёнка системы сопровождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, когда тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.
Технологии тьюторского сопровождения в специальном и инклюзивном образовании не разняться между собой и применяются к ребёнку с ОВЗ, имеющему недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные ЦПМПК и препятствующие получению образования без специальных условий. Деятельность тьютора включает в себя:

  • участие в разработке и реализации АОП и ИУП (ИОМ), ИОП,
  • осуществление взаимодействия с другими участниками образовательного процесса: учителя, психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, родители (законные представители),
  • индивидуальное сопровождение образовательного процесса учащегося,
  • анализ реальных достижений тьюторантов в процессе обучения,
  • корректировку ИОП,
  • индивидуализацию образовательного процесса.

Для успешной интеграции ребёнка в среду образовательной организации, имеющей инклюзивную или специальную коррекционную направленность, тьютор вправе запросить от любого участника образовательного процесса необходимую документацию и информацию, имеющую отношение к тьюторанту. В образовательной организации тьюторское сопровождение происходит в реализации нескольких этапов:
Диагностический: сбор данных о тьюторанте, его интересах и склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к осознанному и самостоятельному обучению.
Проектировочный: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у тьюторантов проблем и разработка технологий тьюторского сопровождения.
Реализационный: оказание помощи ребёнку при решении возникающих проблем и затруднений.
Аналитический: анализ результатов и коррекция реализации ИОП. Основными методами работы тьютора является диагностика, динамическое наблюдение за тьюторантом, контроль и координация ИОП, обязательное включение рефлексивных методик в тьюторскую деятельность, использование тьюторских технологий (проектные технологии, работа с портфолио, технологии консультирования, тренинговые технологии и др.).
Для успешной реализации тьюторской технологии руководителю образовательной организации необходимо грамотно выбрать вид тьюторского сопровождения. Выбор сопровождения зависит от вида нарушения, которое имеет ребёнок.
Тьютор может выступать в качестве персонального учителя для ученика. Данный вид сопровождения необходимо применить, если основной учитель класса не является специалистом в области специальной педагогики, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование.
Тьютор – помощник учителя. Данная форма работы тьютора — адаптация учебного материала для тьюторантов, определение критериев оценивания и реализация совместных мероприятий относительно обучения ребёнка с особенностями в развитии.
Тьютор – второй учитель в классе. В качестве примера данного подхода может послужить опыт ГКОУ СКОШИ №73. В нашей школе используются все три вида тьюторского сопровождения. В классах, где обучение осуществляется по АООП 7.2, тьютор – второй учитель. Вместе с учителем специалист составляет рабочие программы и вместе с учителем их реализует. В таком классе тьюторское сопровождение рекомендовано ЦПМПК, как правило 6, а иногда и 10 обучающимся. При этом в классе может находиться ребёнок с рекомендацией индивидуального тьюторского сопровождения. Это дети с РАС (программа 8.1 или 8.2). Тьютор помогает постепенно включиться такому ребёнку в общий процесс обучения, в коллектив сверстников.
В классах, где обучение осуществляется по АООП 7.1, руководство уроком осуществляет один учитель, который является основным в классе, а другой (тьютор) проверяет домашние задания у всех учеников, следит за ходом самостоятельной работы каждого, в том числе и за работой своего подопечного/подопечных. В то время как основной преподаватель объясняет новый материал, второй учитель (тьютор) находится рядом со своими подопечными.
Таким образом, тьютор и учитель, по сути, становятся одной командой, в которой экспертом в отношении обучения ребёнка с особенностями развития может быть как учитель, так и тьютор.

Список использованной литературы