Мартынова Наталья,
тренер МЦРКПО, психолог, фасилитатор

На одной из Форсайт-сессий для будущих управленцев, участникам предложили назвать навыки и умения, необходимые руководителю сегодня: в условиях глобальных изменений, технологического развития, происходящих демографических и экологических процессов и т.д.
Были названы различные навыки, и одним из самых часто называемых — развитие эмоционального интеллекта. Этот термин уже давно стал привычным, а руководители и кандидаты считают необходимым иметь этот навык в своём арсенале и развивать его.
С понятием эмоциональный интеллект мы знакомы примерно с 2010 года, и с каждым годом количество исследований только увеличивается. Разными авторами создаются всё новые тренинговые программы и само понятие становится более понимаемым.
В последние годы в отечественной психологии появился ряд работ (авторы — Д.В. Люсин, Е.А. Сергиенко, Д.В. Ушаков, И.Н. Андреева, С.С. Белова, и др.), направленность и содержание которых свидетельствуют о заметном росте научной актуальности и большой практической значимости исследований в данной области. Наибольшее количество зарубежных исследований посвящены вопросу взаимосвязи высокого уровня эмоционального интеллекта с успехом в жизнедеятельности человека, в частности в бизнесе и карьере.

Термин «эмоциональный интеллект» включает в себя целую плеяду важных навыков и личных качеств:

  • осознание своих эмоций,
  • уверенность в себе,
  • саморегуляция,
  • эмпатия,
  • установление отношений,
  • социальная ответственность,
  • управление стрессом – устойчивость к стрессу,
  • контроль эмоций, гибкость,
  • эффективное решение проблем,
  • общее настроение – счастье, оптимизм. [Bar-On, 2006].

Исследования, с которыми нам удалось ознакомиться свидетельствуют о следующем:

  • Существует взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с эффективностью профессиональной деятельности (особенно в профессиях, связанных с коммуникативным взаимодействием), умением строить долгосрочные перспективы, гибко и адекватно реагировать на изменения условий внешней среды, достигать целей, корректируя свои действия и психологическое здоровье.
  • Результаты одного из исследований среди руководителей и не руководителей показали, что у первой группы более высокий эмоциональный интеллект, благодаря чему руководители склонны выбирать более продуктивные стратегии в стрессовой ситуации.
  • Чем выше уровень эмоционального интеллекта у руководителей и у сотрудников, тем выше производительность на рабочем месте, командная эффективность, удовлетворённость от работы, лояльность к организации и более низкие значения по показателю «текучесть кадров».
  • Руководители с высоким уровнем эмоционального интеллекта используют трансформационный стиль руководства, а с низким — транзакционный стиль.
  • Трансформационное лидерство усиливает мотивацию, моральный дух и производительность всех членов команды. В данной модели лидер является образцом для подражания.
  • Транзакционное лидерство — это стиль, при котором лидер добивается выполнения поставленных задач от своих подчинённых методом «кнута и пряника». Руководители такого типа тщательно анализируют действия своих подчинённых для выявления ошибок и неточностей в них.
  • И ещё один важный вывод исследований гласит, что решающее значение для большинства аспектов регуляции жизни человека имеют способности идентификации эмоций и сознательного управления ими, которые являются ключевыми способностями в структуре эмоционального интеллекта.

В данной статье мы привели краткие примеры результатов исследований, с более подробной информацией вы можете ознакомиться на сайте библиотеки института психологии РАН.

Давайте рассмотрим ситуацию, демонстрирующую высокий эмоциональный интеллект руководителя.

Например, вы являетесь модератором педагогического совета для коллектива другой школы, подготовка к которому заняла около двух недель. У вас есть план и в целом всё готово. Вы начинаете мероприятие, на котором присутствует директор-заказчик данного мероприятия и весь коллектив школы. И вдруг происходит сбой в работе техники: то презентация не загружается, то вы вылетаете из эфира. Вам как ведущему кажется, что мероприятие уже смазано. От волнения в организме происходит выброс адреналина и кортизола, вы начинаете нервничать.

Что же делать?

Но вы тщательно готовились заранее и предусмотрели ситуации, которые могут привести к провалу.
Во-первых, у вас есть запасной Интернет на телефоне или дополнительный роутер, которым вы теперь можете воспользоваться.
Во-вторых, у вас есть помощники, которые в таком случае готовы предупредить группу или взять какой-то блок в проведении на себя.
В-третьих, вы знаете, как вам успокоиться, например, использовав технику «Шкалирование», которая в данном случае поможет снизить интенсивность тревоги.
При возвращении в эфир, вы приносите извинения, используя юмор, благодарность за ожидание и продолжаете запланированное мероприятие.
Кстати, на одном из педсоветов так и произошло. В обратной связи директор-заказчик сказала, что на самом деле к этим техническим моментам все отнеслись с пониманием, и в общем-то они были даже не заметны. Главное — удовлетворённость результатом работы всего коллектива.
Команда МЦРКПО приглашает директоров школ поучаствовать в тренинге «Развитие эмоционального интеллекта», на котором будут рассмотрены и проработаны уровни внутриличностной и межличностной эффективности руководителя.
К созданию тренингов мы подошли серьёзно. Опирались на научные исследования зарубежных учёных и сотрудников РАН Сергиенко Е.А. и Люсина Д.В., на новые открытия нейрофизиологов и опыт специалистов и организаций, работающих в этом направлении.
На тренингах участники овладеют методами управления собственным состоянием, научатся использовать формулу влияния на результат, узнают и отработают в ситуациях алгоритм управления эмоциями других, освоят методы управления эмоциональным состояниям команды.