Комара Е.А.,
директор Школы №1589

Оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом…

Пятибалльная система оценивания приспособлена к традиционному способу обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик — хорошо его усвоить и запомнить.
А ведь пятибалльная система оценивания была официально установлена Министерством народного просвещения в 1937 году — более 80 лет тому назад.
В настоящее время в мире используется множество шкал оценивания знаний. В некоторых шкалах используются цифровые обозначения разрядов, причём допускаются дробные оценки, другие шкалы по традиции имеют дело с буквенными обозначениями. Так, в Германии – 6-балльная система. Единица — лучшая оценка, шестерка — худшая.
В Японии действует 100-балльная система оценок. Как правило, отдельный ученик не оценивается, а балл выставляется всему классу. Американская шкала имеет численную интерпретацию, при которой высшим оценкам «А» и «А+» соответствуют баллы 4 и 5. Оценка «А» ставится, если выполнено не менее 90% задания.
Первая трёхбалльная шкала оценок возникла в Германии. Все ученики делились на три группы: лучшие, средние, худшие. В истории российского просвещения, как и в Европе, существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) высший разряд обозначал очень хорошие успехи «учения изрядного, надёжного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначал успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризовал успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».
Не очень далеко продвинулась современная система оценивания обучающихся. Преподавателям легко разделить всю группу ровно на три части: «троечники», «хорошисты», «отличники», да и оценки подчас выставляются именно по трехбалльной шкале (3, 4, 5).
Готовясь год к авторизации и уже два года работая по программе DP IB (Дипломная программа Международного Бакалавриата), наша школа пришла к пониманию того, что широкое применение деятельностных технологий обучения демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания. Исходя из этого, на всех предметных кафедрах была разработана новая (по аналогии с системой оценивания в программе Международного Бакалавриата) критериальная система оценивания, которая позволяет обучающемуся стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения.
Ввести новую систему оценивания на пустом месте невозможно. Необходимо прежде всего изменить принцип обучения. Это, безусловно, проблемно-поисковый принцип, на котором в целом строится личностно-ориентированное обучение. При традиционном подходе для оценки результатов обучения выступали образовательные стандарты и нормативы. Чем более близкими к стандартным оказывались результаты ученика, тем более высоко оценивалась его учебная деятельность. Личностно-ориентированное обучение опирается на понятие индивидуальной образовательной траектории, и при таком обучении подход к оцениванию успешности обучающегося иной. Основным параметром оценки образовательных результатов выступает степень личностного роста ученика, а не соответствие минимальным стандартным требованиям. Это и неудивительно, так как меняется, прежде всего, содержание образования.

1. При традиционном подходе: Учащийся — объект образования. При новом: Учащийся – субъект своего образования.
2. При традиционном подходе: Объект познания — «знаниевый» идеальный мир. При новом: Возможность получить, открыть и сконструировать собственное знание о реальном объекте.
3. И наконец, самое главное. При традиционном подходе — Изучение образовательных областей состоит в усвоении обширного объёма знаний. При новом — Обучение способам познания реальных объектов и конструированию самостоятельно добываемых знаний.
4. При традиционном подходе: Итог — отчуждение ученика от содержания своего образования. При новом подходе: Итог — развитие личностных способностей ученика через вариативность и многообразие познания реального мира.

В личностно-ориентированном обучении, требующем критериальной системы оценивания, обучающийся участвует в отборе нового содержания образования, необходимого ему для создания «продукта» — при этом объём знаний, умений, набор видов деятельности (или, как сформулировано в ФГОС, УУД — универсальных учебных действий) и используемых способностей ученика не ограничиваются.
Критериальная система, разработанная в Дипломной программе Международного Бакалавриата, содержит дескриптивное описание уровней оценивания, что помогает показать обучающемуся качество выполнения задания, а также провести самооценку своей работы. Виды критериев различаются в зависимости от видов заданий. Все работы по пройденным темам оцениваются по соответствующим критериям с дескрипторами, которые являются своеобразной инструкцией по работе над тем или иным видом задания. Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться результата. Он может самостоятельно оценить свою работу. Рассмотрим в качестве примера предмет Language A1 (литература) в Дипломной программе Международного Бакалавриата. По этому предмету разработаны критерии к следующим видам заданий: курсовая работа по мировой литературе (анализ произведения по выбранному аспекту), устный комментарий (лингвостилистический анализ эпизода или лирического произведения), письменный комментарий (стилистический анализ незнакомого текста), сочинение — рассуждение (анализ двух произведений по заданной теме с проблемным вопросом) и, наконец, Дипломная работа (исследовательская работа по литературе).
Оценивая учащегося по критериям к каждому из видов работы, можно легко выявить уровень овладения теми или иными  знаниями.
Такая система оценивания позволяет также более объективно и полно выявить проблемные точки в данном виде работы. И что особенно важно, не только выявить, но и скорректировать для каждого обучающегося программу действий (вот в этом и заключается дифференцированный подход в обучении). Оценка помогает понять учащимся, в чём их сильные и слабые стороны, как они могут улучшить свою работу. Такая система оценивания даёт право нашим ученикам на «второй шанс». Не просто переписать работу, исправив пресловутую двойку/тройку на более высокую оценку, а именно переделать работу таким образом, чтобы повысить уровень западающего критерия (дескриптивная оценка достаточно чётко и ясно описана), а вопросы, которые сопровождают каждый критерий, показывают , какие конкретно требования для такого вида заданий должны быть выполнены. Принимая всё вышесказанное во внимание, все предметные кафедры в школе разработали разнообразные виды рубежных и контрольных работ, прописав к каждому из видов критерии с дескрипторами.
В новых условиях организации образовательного процесса, предполагающего использование информационно-коммуникационных технологий, переход к компетентностной модели личностно-ориентированного образования, кроме традиционных видов работ (контрольная, тест, изложение, сочинение…), требует новой стратегии оценивания, направленной не только на выявление знаний, а прежде всего на уровень овладения навыками мышления и коммуникации, решения сложных проблем, другими словами, уровень компетентности.
Изучение любого предмета с 5 по 11 класс начинается со знакомства с критериями оценивания видов работ и заданий, что сразу помогает обучающимся понять, КАК должна быть выполнена работа высокого качества. Таким образом, они понимают не только цель этой работы, но и знают, как преподаватель будет её оценивать. И здесь уже нет места ни симпатиям, ни антипатиям. Такая система предполагает исключительно объективное оценивание. И неудивительно, что обучающиеся, работающие по такой системе оценивания, как правило, имеют большую мотивацию к обучению. Критериальное оценивание удобно и для учителя. Оно позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения. Видя, по каким критериям большинство учащихся получает максимальные или минимальные баллы, учитель может оценить эффективность применяемой педагогической технологии и понять, чего ему удалось достичь в обучении детей, а над чем ещё предстоит работать (см. Приложение).
Описание «идеальной модели» системы оценивания можно свести к следующему:
1) оценка должна быть прозрачной, т.е. учащийся должен всегда понимать, почему ему поставили 2, 5, 10, 20….баллов, — в противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, т.е. оценка должна оценивать не личность человека, а лишь его конкретные действия,
2) система оценивания должна чётко показывать динамику успешности учащегося, что поможет учителю понять сильные и слабые стороны учеников, видеть и понимать каждого ученика, правильно организовать дифференцированную работу с каждым учеником,
3) система оценивания должна восприниматься всем школьным сообществом (администрация, преподаватели, учащиеся, родители) как инструмент, необходимый для получения качественного образования,
4) необходим учёт достигнутых результатов, полученных учащимися при оценивании, на основе которого учитель сможет правильно поставить цель и подобрать материал так, что его смогут усвоить все ученики. Однако для обучающихся тоже важно видеть собственные результаты. На их основе ученики вместе с учителем могут разработать индивидуальный образовательный маршрут,
5) необходима забота о мотивации и самооценке ученика. Зачастую учителя забывают о том, что оценка — это сильный мотиватор для учеников. На её основе также формируется самооценка. Задача профессионала — использовать этот инструмент таким образом, чтобы оценивание положительно влияло на ученика, а не мешало обучению,
6) оценивание должно помогать формированию способности учеников к самоанализу и самооценке. Если раньше требования предъявлялись только к предметным результатам, то сегодня школа должна и может приводить обучающихся к достижению личностных результатов. На основе самоанализа и самооценки ученики могут определять, что у них получается, что не получается и как можно улучшить свои результаты.

Именно такой «идеальной модели» соответствует критериальная система. Критериальное оценивание вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, КАК учиться и ЧЕМУ учиться, т.к. критерии показывают, ЧЕМУ он должен научиться, а дескрипторы — КАК он это может сделать.
Умение анализировать свою образовательную деятельность, оценивать и совершенствовать собственные достижения помогают не только в освоении учебных дисциплин, но и в формировании личности обучающегося.