Бронштейн И.М., директор Школы №1468

27 июня в «Коммерсанте» вышла статья Министра образования и науки РФ О.Ю.Васильевой «По чему учить будем?». Прошло некоторое время, поутихли дискуссии о едином образовательном пространстве и учебнике. А я перечитал статью. И, знаете, мне кажется, что главный вопрос там вообще не про учебник.

Вспомнился мне тут старый водительский анекдот про «прокладку между рулем и сидением». Действительно, какая разница, какой учебник, если учитель не способен увлечь предметом ребят, вложить в каждый урок воспитательные и развивающие смыслы, показать широту человеческого Знания и убедить, что, только овладев Знанием, ты будешь нужен своей стране?
Министр задает принципиально важный вопрос: «чем знания наших учеников (по глубине и прочности) превосходят знания их сверстников 1960—1970-х годов?». Именно на этот вопрос, на мой взгляд, должно пытаться ответить педагогическое сообщество, а не ломать копья в спорах о количестве линеек учебников.
Давайте попробуем разобраться. С моей точки зрения, ключевыми аспектами советской системы образования были воспитание гражданина в русле советской идеологии, академизм знаний, приоритет учителя как владетеля Знания. Отсюда и логика внутренней оценки итогового качества образования через экзамены в школе. Что изменилось за эти десятилетия? – Да практически все. Воспитание сегодня, к величайшему сожалению, сведено к минимальному набору формальных требований, академизм недостижим, потому что ни один учитель не в состоянии конкурировать с Википедией, ну а о приоритете учителя вообще говорить не приходится, особенно после того, как мы разрешили родителям участвовать в оценке педагогического труда. А значит, мы должны научиться с этим работать.
С достижением прочности знаний нам более или менее все понятно. Это наш компетентностный подход, заставляющий формировать знания через практическую апробацию и закрепление успеха как личностно значимого события для ученика. А вот с глубиной не все ясно. Мы не договорились, что считать «глубоким знанием». То ли умение решать сложные задачи, существенно превосходящие базовый уровень, то ли уметь с помощью полученного знания решать практические задачи, то ли находить точки соединения знаний из разных областей для решения перспективных изобретательских задач. Ну и теперь самое интересное: а кто эти задачи придумает и сформулирует?
Полагаю, что лучшим экспертом в области формулирования задач является сама наша жизнь, ну а точнее, экономика нашей страны. Мы обязаны подготовить востребованного члена общества, но при этом сами держимся за текст учебника как за спасительную соломинку, способную нивелировать нашу ненужность своим ученикам. А когда на наше место приходят нашумевшие видеоблоггеры, мы жалуемся на средства массовой информации и общее падение духовности. А ведь думать нам надо не об этом, а о том, как подготовить ученика тому, чтобы жить, трудиться и развиваться в мире, который меняется с небывалой скоростью. Поможет нам в этом учебник, внесение изменений в который требует нескольких лет и работы огромной команды авторов, корректоров, рецензентов и пр.? Вряд ли.
Да, учебник должен быть. Он, как навигатор в автомобиле, должен указывать самый простой путь до заданной цели. Но насыщение этого пути должно оставаться за учителем. Только учитель сможет обеспечить контакт ребят с окружающим их социо-культурным пространством, поможет увидеть в реальной жизни учебные задачи, подскажет, как и где искать ответы. А для этого учителю нужен доступ к колоссальному систематизированному объему материалов. И чтобы дети перестали зависеть от способности каждого отдельного учителя к поиску и адаптации дополнительного материала, необходимо создавать понятные и простые инструменты. В Москве мы попробуем это сделать через механизмы Московской электронной школы. Кто-то, возможно, найдет другие решения, в том числе и через развитие образовательных Сетей.
Главное – понять, что движения назад не будет, да и не нужно оно нашим ученикам.

Прочитать статью Министра образования и науки РФ О.Ю.Васильевой «По чему учить будем?» можно здесь.

Источник