Ярославская О.В.,
директор Школы №1298,
депутат Московской городской Думы

Как цифровые технологии влияют на образование детей? Что на самом деле происходит в школе сегодня? Что такое современное образование со всеми его инновационными технологиями, методами обучения и цифровизацией?

Гаджеты и мультимедиа в школе – что это: дань «моде» и времени или потребность в общении с детьми на их языке? Ведь без мобильного телефона, компьютера и выхода в Интернет они просто не мыслят себя… Или же это способ помочь нашим детям сориентироваться в новых реалиях и найти свой путь?
Вот что приходит мне на ум, когда говорим о ситуации в современном образовании: ведь когда с клинописи, с бересты переходили на бумагу, была, наверное, такая же революционная ситуация, как сейчас, когда мы постепенно «переходим на цифру», в электронный формат. Да и когда отходили от устных преданий, которые так хорошо было распевать под гусли, наверняка, были те, кто сомневался в новых идеях. И мы должны понять это и сделать шаг вперёд.
Сегодня в школе учатся совершенно иные дети, совсем не похожие на нас. Они уже рождаются не такими, потому что появляются на свет в совсем другом – информационном – мире, в других обстоятельствах. Это наша общая реальность, и мы должны соответствовать ей, потому что прогресс не остановить.
Хочется ответить тем, кто утверждает, что сейчас, когда вокруг сплошные гаджеты, когда «электроника пришла в школу» – кстати, давайте не будем забывать, что «сплошные гаджеты» и за порогом школы – учитель скоро окажется не у дел. Ничего подобного. Вспомните: то же самое говорили тогда, когда в нашу жизнь ворвался Интернет. Уже тогда были слышны высказывания о том, что Интернет – это угроза учительству. Но ничего – пережили. Никуда учитель не делся. Не денется и сейчас. Он всегда был архиважен, таким и останется, его роль меньше не сделается. В школу пришли новые технологии и возможности, но никто не отменял дидактику и методику. Учитель носитель всего этого. И учитель — это навсегда!
За новыми технологиями – целый космос в обучении. Сейчас мы приоткрыли только щёлочку в этот огромный новый мир удивительных возможностей. И школа уже меняется, причём — семимильными шагами. Дети нас подгоняют, а мы не отстаём. Программное обеспечение сейчас потрясающее! Ведь электронный журнал, система «Проход и питание», электронная доска – это всё составляет лишь процентов 30-40 от того, что могут дать школьнику и его родителям современные технологии в образовании.
Давайте говорить непосредственно об изучении предметов. Например, астрономия – очки визуализации помогают рассматривать целые галактики, это же просто фантастика! Или, допустим, архитектурные классы — при помощи 3D-моделирования ребята могут визуализировать любое здание. А электронные микроскопы позволяют увидеть живую клетку на уроках биологии!
Друзья, вы понимаете, что это совершенно другое качество образования, другой уровень?
Кстати, если у семьи нет возможности приобрести для ребёнка гаджеты, школа обеспечивает таких детей планшетами на время учебного процесса. А сейчас мы думаем о том, чтобы давать тот же планшет на дом. В любом случае, хочу отметить: для ребёнка вполне достаточно получать планшет на время урока, а потом, если ему для выполнения домашнего задания нужны гаджеты, он прекрасно может воспользоваться ими во второй половине дня — в школьной библиотеке. Все школьные библиотеки и медиацентры города Москвы оснащены по последнему слову техники и рады предоставить ребятам такую возможность.