Илюхина В.А., директор Школы №2006,
Заслуженный учитель РФ, к.п.н.

7 июля. МИОО. Дискуссия: классный руководитель. Каким он должен быть в современном образовательном учреждении столицы? Каков регламент его взаимодействий с администрацией, педагогами, детьми, родителями, общественностью?…

Это изменения, которые нужно внести в его должностную инструкцию, а, может, это иная специальность?… Должен ли быть четкий регламент действий классного руководителя? Или это его творчество, и не должны быть ограничивающие рамки?
Разговор начат своевременный и нужный, поэтому и дискуссия развернулась жаркая! И это только начало!
Каким Я вижу современного классного руководителя? Класс —  своеобразный мир, в котором выстраиваются взаимоотношения, решаются многие задачи, в том числе и нравственные, формируется отношение к образовательным предметам, результативность качества их усвоения, происходит становление личности, социализация и многое другое!… Скажете — как?! И это все один человек — классный руководитель!? И-да, и-нет! А как же директор? Один? Да! Он отвечает за все, что происходит в школе! Нет! Потому что есть команда, которой он делегирует определенный круг полномочий. А классный руководитель (кстати, директор — руководитель организации) — это директор своего класса, и он должен отвечать за все, что в нем (классе) происходит. Я понимаю, за идею работать… оплата…
Время требует сегодня вносить коррективы в эту деятельность, а, следовательно, вносить и финансовые коррективы! Хотя, надо сказать, учитель — это во все времена была, есть и будет особая миссия! И мы понимаем (надеюсь, если не все, то многие), что свою деятельность каждый из нас меряет не только рублем. Это наша жизнь, с радостями и переживаниями, победами и неудачами, памятью на годы или провалами, оставленный след в душе на много лет в сердцах наших учеников, или след, вытертый, как пыль с паркета… Как оценить эту жизнь? Она у всех одинакова? И стоит всем поровну? Каждый дает ей свою цену. Но со стороны-то виднее! И сегодня, руководителям школ (если они хорошие дирижеры), отчетливо видно, что в каждом коллективе есть классные руководители по отдельным параметрам деятельности выше многих коллег! Ни один ВУЗ (к сожалению) не обучает этой специальности. Ей мы овладеваем с опытом.
… По окончании ВУЗа мы приходим в Школу и, как правило, нам дают классное руководство. Значит, несколько лет я проживу со своими учениками. Как? С чего начать? Эти вопросы  всегда задает себе каждый начинающий учитель. Нет единой формулы для ответа. Режим выстраивания взаимоотношений зависит от параллели класса: в начальной школе он один, в 5 классе – другой, а если подхватываешь в старшей школе – третий. Но всегда ученики должны видеть твое неравнодушие, должны понимать, что у тебя нет «любимчиков», что ты ровно относишься к каждому из них. С детьми надо разговаривать. И не только на классном часе (и уж ни в коем случае, на уроке). Это может быть доверительная беседа с одним, возможно, с несколькими учениками (если этого требует сложившаяся ситуация), а, может, беседа с приглашением родителей, беседа во время похода в театр, посещения экскурсии, во время поездки… В неформальной обстановке дети, как правило, лучше раскрываются. А взаимоотношения с родителями? Тоже непростой аспект, и особенно сегодня. Родители предъявляют к классному руководителю высокие требования, следовательно, и с ними надо работать очень продуманно. Ни в коем случае не свысока, не унижая достоинства членов семьи. Не стоит выбирать себе друзей среди родителей. Они могут ими стать, но пусть это произойдет намного позднее. С родителями тоже следует выстраивать ровные отношения и не показывать преимущество одних по отношению к  другим.
Очень важны первые встречи. Как с родителями, так и с детьми. Первый классный час, первое родительское собрание – все должно быть продумано, хорошо подготовлено, чтобы осталось не только приятное впечатление от первого знакомства, но и уверенность в том, что рядом с их ребенком профессионал и друг, и большая опора для родителей в воспитании. В каждой семье классный руководитель должен выстроить отношения так, чтобы ему доверяли и взрослые, и дети.
Сегодня иные возможности у школы, сегодня не только она учит, но и город (а кто поможет пройти ЭТУ учебу?). Он предоставляет нашим школьникам невероятные условия для получения образования! Это и проектная деятельность, и профессиональные среды, и университетские субботы, и участие в различных городских конкурсах, олимпиадах… Конечно, во всем этом классный руководитель должен принимать непосредственное участие, как координатор, направляя каждого из своих подопечных в нужное русло, и здесь его большими помощниками могут оказаться родители. Тогда и работа классного руководителя будет более эффективной.
У нас есть наш, учительский ВУЗ, это МИОО. Может, пора открыть курсы «Эффективный классный руководитель»? В МИОО такая мощная команда! Уверена, и в столице можно найти много педагогов, которые имеют прекрасные наработки в различных областях этой деятельности и готовы поделиться опытом, предупредить возможные ошибки, через которые прошли сами!.. Согласна, невозможно расписать должностную инструкцию идеально и действовать только по ней! Но на урок каждый учитель, например, географии, имеет один и тот же параграф учебника, а проходят уроки совсем по-разному,  и с разным конечным результатом. Почему классный руководитель не один, потому что у него много помощников, с которыми ОН должен осуществлять взаимодействие! Это и социальный педагог, и психолог, и ответственный за безопасность, за питание, за систему ДО, внеурочной деятельности…
Сегодня к нам приходят другие дети, обладающие, порой, такими компетенциями, которые кто-то из нас даже принимать не хочет, а это значит, что эти классные руководители не поняли, что ОНИ ДОЛЖНЫ измениться! Например, считаю, что классный руководитель должен влиять на жизнь в социальных сетях своих учеников. Более того, сегодня он может найти в пространстве столько полезной для ребят информации, выложить и увлечь ею (а то и прибегнуть к их помощи для нахождения материала по заданной теме), может устраивать дискуссии на темы, оставлять свои комментарии. Это нужно проводить и с родителями, тогда, возможно, уйдут со временем (это культура общения в сетях) те высказывания и суждения в адрес школы, учителя, которые, нередко, просто потрясают (и уж не в хорошем смысле слова).
Формат собраний для родителей тоже должен меняться. И здесь на помощь уже во многие школы приходят новые технологии. Это не значит, что дорогу в школу родители станут забывать. Нет. Просто нужно искать новые формы общения, формы содружества, сотворчества. И они же уже работают, пусть пока и по крупицам (а, может, и больше). И к таким классным руководителям стремятся попасть родители со своими детьми, и стремление в такие школы (где интересно работают педагоги) всегда выше. Думаю, эти строки читают и ученики, и родители, и выпускники нашей 2006-й школы, значит, кому-то из них будет что написать о своем классном руководителе, которым они гордятся, в объявленном конкурсе, итоги которого будут подведены к Дню Учителя.
Итак, завершая на сегодня размышления вслух, считаю, что разговор был поднят очень актуальный, по времени — чтобы не опоздать! А регламент? Он должен быть прописан. В каких-то вопросах очень четко и конкретно, в каких-то направлениях более общо. Пусть каждый проявляет свое творчество в работе по мере способностей, возможностей, профессионального отношения к делу.
Класс — это маленькая школа, и классный руководитель в ней — классный директор, который в ответе за все, что в нем происходит. Но школа сегодня очень быстро меняется. Меняется управление, структура, ответственность, содержание,  стиль обучения, подходы к изучению предметов и многое другое. Сегодня мы уже не должны работать и обучать так, как это было вчера. В динамично меняющемся мире должно меняться все. И школа – прежде всего. Она должна соответствовать запросам времени. Следовательно, пришло время подумать и о роли современного классного руководителя? Кто он сегодня? Чего ждут от него дети, родители?  Какой  он нужен современной школе? Нужен ли он в качестве классного руководителя 10-летней давности? С кем он должен взаимодействовать в школе? А, может, он освобожденный классный руководитель? Или у него иная часовая ставка? А, может, в старшей школе классный руководитель один на 2 класса? Тут есть над чем подискутировать. Но это в другой раз!
А у вас есть на это мнение, друзья? Подключайтесь! Вопрос-то и актуальный, и очень важный, и интересный!