Покосовская О.В., Козлова А.В., Воробьёва Т.В.
эксперты МЦРКПО

Почему в школах периодически возникают конфликты между родителями обучающихся и педагогами? Причиной конфликтов порой бывают неправильные действия участников, неудачно или непродуманно произнесённые слова или фразы. Важно выработать общий алгоритм для коммуникации с родителями на случай возникновения различных ситуаций…

Ключевой фигурой взаимодействия современной семьи и московской школы стал классный руководитель. Сегодня классный руководитель – это руководитель класса, коммуникатор, навигатор, мотиватор, модератор и медиатор, на которого возложена ответственность за принимаемые им управленческие решения. В основе взаимодействия руководителя класса и московской семьи лежат педагогически и психологически обоснованные алгоритмы и механизмы. Уверенное их использование в ежедневной работе помогает школе выстраивать траектории эффективного взаимодействия не только с обучающимися, но и с их семьями и минимизирует риски возникновения конфликтов.
На семинаре «Форматы эффективного взаимодействия с родителями» в рамках проекта «Взаимообучение московских школ», прошедшем 1 апреля 2019 года, команда Школы №1506 поделилась с педагогами столицы своим опытом организации такой коммуникации. Мероприятие привлекло более 100 участников из более чем 70 московских школ.
Программа семинара, подготовленная совместно с экспертами МЦРКПО и ГППЦ ДОНМ, была очень насыщенной. Педагоги отрабатывали навыки эффективного взаимодействия с родителями обучающихся в различных ситуациях: повседневной, конфликтной, при онлайн-общении. В рамках мероприятия участники:

  • разработали для классных руководителей варианты ответов на обращения родителей, с учётом не допущения развития конфликтных ситуаций;
  • выявили наиболее часто употребляемые слова-конфликтогены;
  • обсудили нюансы эффективного взаимодействия педагога с родителями;
  • разобрали возможные ошибки и их негативные последствия;
  • проработали различные форматы и инструменты эффективного общения с родителями;
  • рассмотрели способы подачи информации;
  • освоили на практике алгоритм взаимодействия путём решения различных кейсов, основанных на реальных жизненных ситуациях, с которыми классные руководители сталкиваются ежедневно в своей работе;
  • изучили варианты готовых речевых модулей, которые классные руководители могут сразу применять в своей практике.

Опыт организации взаимодействия педагогов и родителей представили директор Школы №1506 Коротких Виктория Петровна и учитель начальных классов, Заслуженный учитель города Москвы Тищенкова Елена Вячеславовна. В ходе семинара старший методист и руководитель территориального отделения Городского психолого-педагогического центра ДОНМ Медведкова Ольга Леонидовна осуществляла экспертную оценку работы групп с кейсовыми ситуациями.

Коротких Виктория Петровна:
– Для меня было очень важно, чтобы те умения, которые мы сегодня продемонстрировали нашим коллегам, могли быть использованы ими. Хочется отметить активную работу всех участников семинара. Тема знакома всем, она важна не только для классного руководителя, но и для каждого представителя школьной команды. Всем нам ещё многому надо учиться. Навык эффективного бесконфликтного общения нужно вырабатыватьМы готовы продолжить работу, чтобы быть полезными нашим коллегам. Пусть лучше учатся на чужом опыте, чем на плохом своём. Именно поэтому проект «Взаимообучение московских школ» нужен и востребован. Есть высшая степень взаимодействия, когда мы от сотрудничества переходим к взаимосотрудничеству, когда мы готовы не только гордиться собственными результатами, но и делиться ими. Проект позволяет перенять самый передовой продуктивный опыт в кратчайшие сроки для того, чтобы внедрить в своей школе лучшие практики.

Медведкова Ольга Леонидовна:
– Цель семинара – познакомить участников с алгоритмом эффективного взаимодействия с родителями и отработать навыки его применения в различных ситуациях, – достигнута. Во время всего мероприятия участники были активно вовлечены в процесс, с энтузиазмом включались в диалоги. Важно, что они не только решали различные кейсы и отрабатывали техники и инструменты взаимодействия, но также параллельно учились работать в группах и совместно находить единственный верный с точки зрения небольшого коллектива способ общения с родителями. А ведь это было сложно: во время дискуссий слушатели предлагали множество различных вариантов. Получается, мы заодно отработали навыки принятия совместных решений внутри педагогического коллектива. Сегодня участники уже взяли в свою ежедневную работу готовые варианты речевых модулей и конкретный алгоритм эффективного взаимодействия. Впереди у них следующий этап: вместе со своими школьными коллегами опробовать полученные инструменты. Было бы здорово не ограничиваться одним таким семинаром. Тема востребована, несмотря на её очевидность. Поэтому будем обсуждать с коллегами возможность создания цикла подобных обучающих мероприятий.

 Заместитель директора по оценке качества образования Школы №709 Загоранская Ольга Анатольевна:
– Мероприятие было очень полезным. Мне есть с чем сравнивать, поэтому с уверенностью могу сказать: конкретно этот семинар по информативности и эффективности – один из лучших в проекте «Взаимообучение московских школ». Сложные ситуации в школах при общении с родителями периодически возникают. Сегодня были озвучены конкретные подсказки, как «гасить» конфликты ещё на стадии их назревания. Понравилось, что нам раздали подборку материалов – инструменты и алгоритмы, которыми мы уже завтра сможем поделиться с коллегами внутри наших образовательных организаций.

 

 Классный руководитель в ГБПОУ «26 Кадр» Рянжина Юлия Андреевна:
– Мероприятие было полезным не только с точки зрения выстраивания эффективного взаимодействия с родителями. Изученные сегодня техники можно успешно использовать в практике общения и с обучающимися.

 

 Учитель начальных классов Школы №1409 Дорохина Надежда Николаевна:
– Информативный, практико-ориентированный семинар понравился тем, что я сегодня под другим углом взглянула на форматы эффективного взаимодействия с родителями, хотя, казалось бы, уже знаю об этом абсолютно всё. В группах мы ещё раз проанализировали ситуации, когда определённые слова влекли за собой последствия различного характера. Учителям, классным руководителям в рамках ежедневной работы не всегда хватает времени думать о правильном построении фраз. Ситуации же возникают зачастую неожиданно, и мы должны что-то решать и говорить буквально здесь и сейчас. Поэтому все разобранные сегодня кейсы я буду ещё раз анализировать, но уже с коллегами из своей школы, а представленные речевые модули мы однозначно возьмём себе в работу.