Илюхина В.А.,
директор Школы №2006

В московских школах есть классные руководители, которые хорошо понимают, что образование обучающихся не заканчивается только преподаванием им предметов, которые стоят в расписании по учебному плану, но и придают огромное значение тому разнообразию выбора, которое предоставляет образованию сегодня наш город!..

А это означает, что руководителю класса недостаточно знать наклонности и увлечения своих ребят, нужно понимать, что их вовлечение в предоставленные городом проекты повышает уровень культуры, помогает им сориентироваться в многообразии возможностей и определиться с интересным для себя направлением. А главное, ребята могут определиться с выбором профессии, что очень важно сделать на раннем этапе.
Олимпиады, театры, музеи, технопарки, лаборатории вузов, встречи с интересными людьми, уроки за стенами школы… конечно, чтобы жить и работать в таком ритме, классный руководитель должен для этого найти время и часто бывает – за счёт личного! При этом, хочу отметить, это не потеря, это — саморазвитие педагога! Например, вчера он, учитель русского языка, побывал в геологическом музее, проводил вместе с ребятами опыты в лаборатории физики, неделю назад посмотрел с детьми спектакль по теме учебного плана, потом побывал в выходные дни в галерее И.Глазунова на олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», а сегодня… посещение выставки!
О чём и поделился со мной один из руководителей класса нашей школы — Горелова Ирина Николаевна! Уверена, это «прикосновение» к искусству обогатило не только ребят, но и его самого! Что притягивает и влечёт людей на выставки знаменитого художника Ильи Сергеевича Глазунова? Он снискал славу самого «скандального» и самого выдающегося художника XX века. ЮНЕСКО удостоило его высшей награды – Золотой медали, присуждаемой за особо выдающийся вклад в мировую культуру. Впечатляет самая известная, без сомнения, картина «Мистерия XX века». Во времена перестройки она буквально «взорвала умы», чтобы посмотреть на полотно размером 3х8 метров, выстраивались колоссальные очереди. В популярных журналах печатались репродукции с пояснениями, где и кто изображён. В нижнем углу картины есть зеркало, в которое можно посмотреть и увидеть себя любимого как часть истории 20 века. Всего на картине 2342 персонажа, среди которых всем известные исторические личности: Сталин, Гитлер, Ленин, Эйнштейн и др. А вот знаменитая картина «Разгром Храма в Пасхальную ночь». Ее размер еще больше: 4х8 метров. Сюжет понятен из названия: горят иконы и церкви, большевики вламываются в храм, где идёт служба. Можно долго размышлять над сюжетом картины «Вечная Россия», которая была посвящена 1000-летию крещения Руси. На ней изображены большевики, святые, великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский.
На выставке можно не только посмотреть картины, но и познакомиться с биографией художника. В 12-летнем возрасте Илья чудом остался в живых, и был вывезен из осаждённого Ленинграда через Ладогу по «Дороге жизни», потеряв всех родных в блокадном городе. Став студентом Ленинградского института имени И.Е. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине «Дороги войны» и предложил ее в качестве дипломной работы. Академическое начальство отвергло картину, назвав ее антисоветской: «Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск». Картину несколько лет не выставляли. На выставке, которая проходила в Манеже в 1964 году, он всё-таки осмелился её показать. Однако выставка была закрыта, а картина уничтожена. Позже И. Глазунов, по рекомендации А.Громыко — министра иностранных дел, едет в Испанию, чтобы оформить интерьеры советского посольства в Мадриде. Там-то и началась мировая слава художника. Он блестяще проявил себя в качестве придворного живописца. Его портреты имели большой спрос среди политических деятелей и знаменитостей мировой величины. Ребята познакомились с основными циклами в его творчестве.
В «Городской цикл» входят такие картины, как «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус», «Ушла» и другие.
Более 20 лет посвятил художник циклу «История России» — это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения. Были минуты унижения, но пробивал час, Россия возрождалась из пепла, становилась ещё краше и сильнее. Полотна «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Русский Икар», «Проводы войска», «Андрей Рублёв» воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.
Третий цикл — иллюстрации литературных произведений Достоевского, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна.
Четвёртый цикл — портреты современников и исторических персонажей: «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской».
Художник занимался сценическим оформлением театральных и оперных постановок «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в Берлинской опере, балет «Маскарад» в Одесском оперном театре.
Интересно, что именем Глазунова назвали одну из малых планет. Он обладатель четырех Орденов за заслуги перед Отечеством. Русская православная церковь наградила художника Орденом Преподобного Сергия Радонежского, Орденом Преподобного Андрея Рублева.
Илья Глазунов – один из самых востребованных русских художников. Его выставки доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации.
Подобная деятельность классного руководителя расширяет кругозор наших ребят, повышает их мотивацию к здоровому образу жизни, культуре, несомненно, сплачивает классный коллектив, вырабатывает нужные жизненные ценности, помогает нашим ребятам обрести правильную жизненную позицию! Спасибо, уважаемая Ирина Николаевна, за Ваш труд, за любовь не только к профессии учителя русского языка, но и стремление стать настоящим РУКОВОДИТЕЛЕМ класса!