Смотрите видеосюжеты ниже:
Омск: образовательные перекрёстки профессионального взаимодействия
Воспитание патриотизма и гражданского самосознания через краеведческое образование
В Центре развития ребёнка — детском саду №11 при активном участии родителей реализуется проект по формированию гражданского самосознания и любви к родному краю через региональный компонент.
В Центре развития ребёнка — детском саду №65 в рамках проекта «Прииртышье – мой край» ведётся работа по созданию образовательного пространства (выставки, оформление прогулочных зон детского сада в традициях Омского края и т.д.).
Робототехника и инженеринг: создание условий для работы с детьми
В Лицее №25 с целью раннего формирования инженерной мысли и приобретения опыта конструирования в учебный план введён предмет черчение, который так необходим будущим инженерам.
С начальной школы реализуется образовательная практика развития инженерного мышления через использование конструктора Cuboro во внеурочной деятельности. Лицей активно сотрудничает с промышленными предприятиями города.
Ранняя профориентация, адресное профориентационное сопровождение от школьной скамьи до рабочего места
Школа №55 имени Л.Я.Кичигиной и В.И.Кичигина сотрудничает с Образовательным центром «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Омским государственным техническим университетом и с хоккейным клубом «Авангард» в части реализации программ внеурочной деятельности с использованием ресурсов, предоставляемых этими организациями-партнёрами. Такое сетевое взаимодействие позволило обеспечить эффективные профессиональные пробы для выпускников. По окончании школы многие учащиеся уже имеют свидетельство о специальности.
В Доме детского творчества Октябрьского административного округа развито научно-техническое направление. Данное учреждение является важной площадкой профориентационной работы в системе дополнительного образования.
Омские ребята имеют широкие возможности выбора прикладных видов творчества: «Детское конструкторское бюро», «Авиамоделирование», «Судомоделирование», «Станция юных техников», «3D инженеринг» – вот спектр детских творческих объединений, которые позволяют профессионально ориентировать ребят с раннего возраста.
Развитие аналитического мышления обучающихся
В лицее «Бизнес и информационные технологии» используются приёмы развития аналитического мышления, помогающего формировать навыки XXI века, т.е. в содержание обучения включены учебные материалы, ориентированные на формирование нерутинных аналитических навыков мышления (анализ, синтез, дедукция, индукция, абдукция, аналогия, противоречия). Это позволяет обеспечивать повышенный уровень качества образования.
Международное сотрудничество
В гимназии №115 учащимся предоставлена возможность сдавать международные экзамены по английскому языку (KET, PET, FCE) и по немецкому языку (DSD1, DSD2). Гимназия является участником международной программы FLEX.
Музейная педагогика в современной образовательной среде
В образовательных учреждениях города Омска работают школьные музеи. Так, например, в школе №55 — Музей космической славы, которым более 40 лет руководит народный учитель РФ Лидия Яковлевна Кичигина. Её имя с недавнего времени носит школа. В гимназии №115 в музее можно увидеть все этапы становления образовательного учреждения, найти информацию о педагогах и знаменитых выпускниках, которыми гордятся омичи. Музеи воспринимаются учителями, учениками и их родителями как живой организм, как основа образовательного учреждения, как гарант сохранения традиций и преемственности поколений.
Инновационная деятельность
Институт развития образования Омской области руководит Региональными инновационными площадками — комплексами:
- «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС»,
- «Школа как центр творчества и развития одарённости детей»,
- «Школа – территория здоровья»,
- «Образование детей особой заботы»,
- «Обновление деятельности профессиональных образовательных организаций в современных условиях»,
- «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС»,
- «Дополнительное образование детей – навигатор будущего».
На круглом столе «Школы Москвы — школам города Омска: образовательные перекрёстки профессионального взаимодействия» стороны поделились впечатлениями от состоявшихся в рамках визита встреч, обсудили вопросы развития образования, ответили на вопросы коллег.
Особый интерес у педагогов Омска вызвали механизмы управления большими школами Москвы, принципы аттестации руководителей, формула успеха столичного образования, городские проекты «Московская электронная школа», «Управленческая среда» и «Суббота московского школьника».
Сотрудничество
Результатом поездки стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Департаментом образования города Москвы и Департаментом образования Омска и Меморандума о намерениях сотрудничества. Директор Департамента образования города Омска Елецкая Инна Борисовна, подводя итог встречи, выразила надежду на дальнейшее сотрудничество и сказала, что опыт московских школ ценен для системы образования города. Взаимный обмен педагогическими практиками в рамках проекта «Школы городов России — партнёры Москвы» позволит повысить уровень образования.
Школа №1748 города Москвы заключила двусторонние соглашения о сотрудничестве с образовательными организациями города Омска: Лицей №25, школа №55 имени Л.Я. Кичигиной и В.И. Кичигина, Центр развития ребёнка — детский сад №11, Центр развития ребёнка — детский сад №65.
В марте 2019 года команда педагогов московских школ №1748 и №2200 посетила гостеприимный город Омск с целью знакомства с образовательным пространством города, педагогическими практиками, опытом использования эффективных механизмов повышения качества общего образования.
В Уфе отмечают полезный опыт своих коллег из Омска
Сетевая организация профильного обучения в школах Омска. Объединение ресурсов. Проект инициирован департаментом образования Администрации города Омска. Цель сетевой организации профильного обучения удовлетворение потребности школьника в качественном образовании на основе объединения ресурсов образовательных учреждений (основного и дополнительного общего, начального и специального профессионального образования), появление личностных образовательных целей и стратегий, служащих успешной социализации личности старшеклассника.
Сетевое учебный план – что это? Для наиболее полноценной реализации профильного обучения учащиеся 10-11 классов омских школ обучаются в режиме: 4 дня — в своей «родной» школе, 2 дня – в зависимости от индивидуального учебного плана или в соседней, или в колледже (с учетом будущих профессиональных планов детей, их способностей и возможностей). Такая модель приемлема для образовательных организаций с малым количеством классов в параллели.Например, между школами Кировского административного округа Омска: №50, №53, №67, №55, №97 реализуется единый сетевой учебный план среднего общего образования. Составляется общее сетевое расписание для 10-11 классов. Два дня в неделю ученики занимаются в смешанных (сетевых) классах или группах по профильным предметам и элективным курсам на базе ресурсного центра. Кроме этого, школьники занимаются в ресурсном центре и во второй половине дня.
Экономика региона в руках молодого поколения. Важнейшее средство активизации профессионального самоопределения школьника – профориентационная работа. В Омске реализуется проект «Экономика региона в руках молодого поколения», направленный на адресное профориентационное сопровождение молодежи от школьной скамьи до рабочего места. Проект реализуется посредством комплекса совместных мероприятий «Омского центра профориентации», общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего профессионального образования и работодателей различных отраслей Омской области.
В поисках своего призвания. Первый этап проекта – комплекс профориентационных мероприятий с обучающимися школ. Проводятся: групповые занятия с комплексной профдиагностикой для учеников 8-9-х классов с целью определения профессиональной направленности каждого ученика для формирования групп по сферам деятельности; профконсультационные занятия «В поисках своего призвания». После диагностики и распределения по сферам деятельности для учащихся, их родителей, педагогов проводятся профинформационные мероприятия, направленные на знакомство с профессиями, их содержанием, возможностями получения в конкретных образовательных организациях. Для школьников организуются мероприятия, включающие профессиональные пробы на конкретных рабочих местах и учебных профмастерских, такие как: экскурсии к работодателям Омской области и информационные акции «День специальности».
Используем опыт коллег. Учитывая опыт Омска, в Уфе также было организовано сетевое обучение для обучающихся 10 школ города. При этом были учтены все факторы, которые могут влиять на деятельность сети: территориальная доступность выбранных для сети учреждений образования, безопасность маршрутов их перемещения, время на перемещения, востребованность образовательных программ, кадровая обеспеченность сети, отношение к проекту администрации, коллективов образовательных учреждений, школьников и родителей, других заинтересованных сторон.
Индивидуальное расписание для каждого обучающегося. Решение о создании сети было принято, так как стали очевидны позитивные результаты и ясен механизм снижения или устранения рисков и возможных угроз для каждого из потенциальных участников сети и заинтересованных сторон. Для успешного начала сетевого обучения составляется индивидуальное расписание для каждого обучающегося в соответствии с его выбором предметов. Учителя и учащиеся обеспечиваются сетевыми классными журналами, в которых фиксируются параметры успеваемости и результаты обучения. Выстраивается система мониторинга деятельности сети (контроль расписания и посещаемости, решение текущих проблем, и т.п.). Поскольку в сетевом обучении базовый и профильный уровень предметов преподаются разными учителями, то выстраивается постоянное взаимодействие педагогов-предметников для согласования учебно-тематического планирования по каждому из предметов, включая элективные курсы.
В январе 2018 года представители управления образования, руководители общеобразовательных учреждений города Уфы в рамках обмена опытом познакомились с реализацией сетевого профильного обучения в образовательных организациях Омска.