учитель английского языка IKK
МБОУ «СОШ №7» города Ангарска
Процессы глобальной информатизации общества наряду с активным развитием информационных технологий продолжают оказывать значительное влияние на всю российскую систему образования, которая претерпевает значительные трансформации, чтобы в полной мере соответствовать требованиям современного общества. Более того, массовый переход людей в 2020 году на дистанционную (онлайн) форму обучения в связи с пандемией COVID-19 тоже внёс свои коррективы в методы, способы и инструменты образовательного процесса.
Следует отметить, что на сегодняшний день обучение в школе должно способствовать формированию у учащихся функциональной грамотности, которая потребуется будущим выпускникам школы в процессе их социализации в обществе, например, при принятии самостоятельных решений, для эффективной оценки и дальнейшего использования возможностей высокоразвитой информационной среды и т.д.
Таким образом, в организации современного учебного процесса в школе фокус падает не только на качественное содержание образовательных программ, но и на используемые технологии, методы и инструменты обучения, которые, с одной стороны, должны отвечать потребностям учащихся, а с другой — обеспечить качественную подготовку будущих выпускников школы с набором ключевых компетенций, согласно требованиям и критериям работодателей.
К одним из таких инновационных педагогических инструментов, применяемых непосредственно в обучении иностранным языкам, можно отнести образовательную веб-квест технологию (от английского «webquest»), как эффективное, с моей точки зрения, средство формирования функциональной грамотности у школьников.
Рассмотрим более подробно само понятие «образовательного веб-квеста» и как именно применять данную технологию на уроках английского языка.
Образовательный веб-квест – комплексное проблемное задание (проект) с использованием информационных ресурсов сети Интернет, а также готовых интерактивных рабочих листов из базы данных учителя, может включать в себя c элементы ролевой игры.
Целью веб-квеста является индивидуальное или групповое изучение материала, выполнение чек-заданий и затем, на основании полученных выводов и знаний, создание собственного проекта (отчёта).
Анализ изученной литературы показывает, что веб-квесты можно классифицировать по следующим признакам:
- по режиму проведения – в реальном режиме, виртуальном и комбинированном;
- по сроку реализации – краткосрочные и долгосрочные;
- по предметному содержанию – монопроекты и межпредметные;
- по форме работы – индивидуальные и групповые;
- по деятельности – квест-исследование, информационный квест, творческий квест, квест-игра, ролевой квест.
Следует отметить, что сама тематика веб-квестов может быть достаточно разнообразной, а проблемные задания могут отличаться по степени сложности.
Согласно Берни Доджу* для веб-квестов могут быть использованы следующие виды учебных заданий:
- пересказ — демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
- анализ — поиск и систематизация информации;
- компиляция — трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание мини-словаря англицизмов в русской речи, виртуальной экскурсии, капсулы культуры;
- оценка — обоснование определённой точки зрения по проблеме;
- детектив, головоломка, таинственная история — выводы на основе противоречивых фактов;
- убеждение — склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
- планирование и проектирование — разработка плана или проекта на основе заданных условий;
- самопознание — любые аспекты исследования личности;
- журналистское расследование — объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
- творческое задание — создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;
- научное исследование — изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн-источников.
Веб-квест имеет свою структуру и, как правило, состоит из следующих основных элементов:
- Введение (Introduction) — формулировка проблемы, описание темы и цели веб-квеста;
- Задание (Task) — распределение ролей, обязанностей участников квеста, определение формы представления конечного результата, условий его оптимального достижения;
- Выполнение (Process) — описание процедуры (этапов) работы, ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет ресурсы и вспомогательные материалы);
- Оценивание (Evaluation) — представление критериев и параметров оценки работы над веб-квестом.
Следует отметить, что технология веб-квест – универсальна, так как может быть применена к любому УМК и на различных этапах обучения иностранному языку, делая процесс изучения языка интересным и более привлекательным. Учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения, а творческий процесс преобразования информации из разных источников, в свою очередь, способствует развитию критического мышления и даёт основу прочных знаний.
Рассмотрим применение данной технологии на уроке английского языка на примере разработанного (платформа Google) веб-квеста по теме «Places to eat in the UK» («Места питания в Британии») для учащихся 6 класса, УМК В. Эванс, Э. Дули «Spotlight 6» (Английский в фокусе. 6 класс).
Сразу скажем, что данный веб-квест был разработан с целью освоения образовательной программы по английскому языку в период дистанционного обучения, однако, при наличии компьютерного класса и скоростного Интернет, его можно проводить непосредственно с учащимися в школе. Данный веб-квест направлен на расширение общекультурного кругозора учащихся посредством знакомства их с различными источниками информации; осознанного отношения к культуре Великобритании; развитие коммуникативных и исследовательских навыков, а также навыков сотрудничества и универсальных учебных действий. Таким образом, цель данного веб-квеста – способствовать формированию и развитию функциональной грамотности учащихся 6 класса посредством самостоятельного изучения темы «Places to eat in the UK» с использованием ИКТ.
Сроки выполнения веб-квеста — 2 академических часа, форма работы по выбору: индивидуальная или групповая по 2-3 человека.
Для достижения цели учащимся предстоит решить следующие задачи, т.е. пошагово выполнить все этапы веб-квеста, а именно:
- Изучить активный вокабуляр слов по теме, выполнить задание по интерактивному рабочему листу, чтобы получить ключ «Популярные британские блюда в картинках» к следующему этапу квеста.
- Соотнести изображения популярных блюд Британии с названиями мест, где их можно попробовать, чтобы получить ключ в виде буклета «Популярные места питания в Британии» к следующему этапу квеста.
- Изучить буклет с информацией про популярные места питания в Британии.
- Пройти тест-квиз по буклету, чтобы получить ключ «Список британских блюд по категориям» к следующему этапу квеста.
- Используя предоставленные Интернет ресурсы, проанализировать Интернет-меню британских и российских мест питания, добавить в готовый список любые 3-4 блюда; определить среднюю цену по каждому из блюд.
- Разработать собственный прайс-буклет основных британских блюд и их аналогов в России на основе выше изученного материала.
- Оформить буклет в виде слайда в программе Power Point, сохранить слайд в формате .jpeg, загрузить на платформе Google в общую сетевую папку по данному квесту.
- Заполнить готовый бланк оценки приобретённых знаний, умений и навыков по итогу прохождения данного веб-квеста.
Согласно вышеупомянутым классификациям, данный веб-квест можно охарактеризовать как виртуальный (на платформе Google), краткосрочный (в рамках одной темы, рассчитанной на 2 ак.ч.), индивидуальный или групповой (2-3 человека), метапредметный (информатика, математика), по виду деятельности – комбинированный (квест-исследование, информационный квест, творческий квест, квест-игра). Были использованы следующие виды учебных (проблемных) заданий: пересказ, оценка, анализ, компиляция, планирование, проектирование и творческое задание.
Анализ проведения данного веб-квеста среди учащихся 6 класса показал, что поставленные цели и задачи нами были достигнуты. Несмотря на трудности, которые были связаны с нестандартной формой вида деятельности, ребята продемонстрировали желание работать, как в команде, так и индивидуально, использовали свои коммуникативные и познавательные навыки при работе с разными источниками информации, проявили свои творческие способности, а также показали свой уровень цифровой грамотности.
Следует также добавить, что в процессе создания качественного веб-квеста, основной методической задачей учителя остаётся выбор темы, постановка цели и задач, а также продуманность содержания, а сложность в создании веб-квеста состоит именно в отборе качественных тематических сайтов, соответствующих уровню подготовки обучающихся.
Подводя итоги, нужно сказать, что изучение, овладение и применение на практике технологии веб-квестов, как инновационного образовательного инструмента для формирования и развития функциональной грамотности у школьников, именно на уроках английского языка, является актуальным, особенно в формате дистанционного обучения.
Во-первых, современная школа сейчас не является просто передатчиком знаний: учитель теперь выступает в роли наставника-консультанта для помощи ученику в его самостоятельном производстве знаний, поэтому сегодня в учебном процессе на первое место выходят методы и способы обучения школьников критическому и креативному мышлению, групповой работе и коммуникации с целью самостоятельного поиска, анализа и извлечения знаний в виде информации.
Во-вторых, при работе с веб-квестом осуществляется интеграция различных предметов и знаний, и основной акцент падает на решение определённых задач, тем самым повышая самостоятельность школьников в процессе обучения, развивая их творческие способности, а также формируя УУД независимо от того, на какой ступени обучения они находятся.
В-третьих, веб-квест отвечает потребностям современных школьников в онлайн технологиях как средствах обучения и может обеспечить подготовку будущих выпускников школы, способных в своей деятельности справляться с проблемами, которые стоят перед людьми в современных условиях.
* Родоначальниками веб-квестов считаются Берни Додж, профессор образовательных технологий государственного университета в Сан-Диего (США) и его ученик Том Март, в то время преподаватель английского языка средней школы города Пауэй штата Калифорния. Начиная с 1995 года, ими была разработана модель веб-квеста, как одной из стратегий для успешной интеграции сети Интернет в учебный процесс.
Литература
- Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.html
- Веб — квест как педагогическая технология: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://32ruo56.blogspot.ru/2012/05/blog-post_26.html
- Структура образовательного веб-квеста [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/webquest444/home/struktura-obrazovatelnogo-veb-kvesta
- Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г. Вопросы непрерывного и гибкого образования // В сборнике: Иностранные языки в современном мире. / Под редакцией Сабировой Д.Р., Фахрутдиновой А.В., 2018.