Юсупова Елена Михайловна — воспитатель,
Школы №2075 города Москвы
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положениями ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и его адаптацию к социальной жизни, но и сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений и предоставление ребёнку возможности самостоятельно овладевать нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать свою нужность, а значит, появится уверенность в своих силах.
Основной целью проектного метода в дошкольном образовании является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Общие задачи развития для каждого возраста:
− обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
− развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков;
− развитие творческого воображения и мышления.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
− вхождение детей в проблемную игровую ситуацию при ведущей роли педагога;
− активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
− формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
− формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
− развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
− формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
− развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В профессиональной литературе проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее распространённым является доминирующий вид деятельности. Автор статьи в своей практике использует следующие типы проектов:
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ. При работе над проектами осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта: настенные газеты, театрализованные сценки, картотека опытов, кулинарная книга семейных рецептов и пр.). Проекты этого типа предполагают проверку некого предположения/ гипотезы с использованием наблюдений или экспериментов. Например, воспитанники автора выполняли следующие исследовательские проекты: «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?» и т.д.
2. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ. Это проекты с элементами сюжетной игры, когда дети исполняют предлагаемые роли: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». Как правило, дошкольники активно включаются в такие проекты и охотно исполняют роли.
3. ТВОРЧЕСКИЕ. Такие проекты, как правило, после их реализации представляются как итоговое мероприятие: выставка работ (рисунки, лепка, аппликация и т.п.), развлечения или детский праздник, например, концерт для мам, спектакль для малышей.
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ. Воспитанники, выполняющие проект, работают на достижение социально значимого результата: благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.
Кроме доминирующего вида деятельности, другими основами для классификации проектов являются:
— СОСТАВ УЧАСТНИКОВ. Тогда проект может стать групповым, личным, семейным, парным, разновозрастным.
— ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ. Исходя из этой основы для классификации, проект будет краткосрочным – несколько занятий за одну-две недели, средней продолжительности – до трёх месяцев, долгосрочным – до одного года).
Основные этапы работы над любым проектом:
1. Определение темы.
2. Определение целей.
3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:
— к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);
— в каких источниках можно найти информацию;
— какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;
— с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.
4. Выполнение проекта — практическая часть.
5. Подведение итогов.
Задачи, которые педагог ставит перед своими воспитанниками при выборе и реализации проекта, нужно соизмерять с возможностями каждого возраста. Для младшего дошкольного возраста они будут одни, а для среднего или старшего дошкольного возраста — другие.
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Работа над темой, навязанной ребёнку, какой бы важной и нужной она не казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Педагог должен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на оптимальный отрезок времени.
Автор уверена, что проблематика проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную или коллективную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включать проведение опытов, экскурсии, социальные акции. Важно, чтобы результаты были практически значимыми и были представлены широкому кругу с приглашением старших или младших ребят, родителей, работников школы. У ребёнка в данном возрасте ещё нет достаточных необходимых навыков работы, поэтому и педагог, и родители должны оказывать ему помощь на всех этапах работы над проектом, направляя его, выполняя роль навигатора, мудрого советчика, умного подсказчика. Если работа организована правильно, для ребёнка это будет весёлым и приятным занятием. А полученные знания будут им успешно применяться в повседневной жизни: «Поведение без травм», «Безопасная прогулка», «Активные игры», «Тихие игры», «Мой режим дня», «Как правильно чистить зубы», «Одеваемся по погоде» и многое другое.
Важно организовать представление результатов работы над проектом как завершающего яркого аккорда, как праздника, на котором главным героем/ героями станут ребята, возможно впервые примерившие на себя роль докладчика, демонстратора новых знаний, транслятора приобретённого опыта.
Использование проектного метода в работе с дошкольниками во-первых — способствует повышению самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, он ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Учится планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения. Проектная деятельность способствует развитию творческой активности и, конечно, благоприятных межличностных отношений в группе детей. Планомерное использование проектного метода в разных возрастных группах дошкольников доказало свою эффективность. В подготовительной группе воспитанники демонстрируют интерес к познавательной деятельности, эмоциональную открытость, что, безусловно, окажет положительное влияние на результаты обучения в школе.
Во-вторых — проектный метод побуждает педагогов развивать свои профессиональные компетенции и повышать творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов, работающих с дошкольниками, и родителей воспитанников. Таким образом, проектный метод можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и школы.
Список литературы:
- Белкина В.Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / В.Н. Белкина, Т.Н. Захарова// Ярославский педагогический вестник. — Ярослав, 2011. — Т. II. — №4. — С. 131- 135.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», Пособие для педагогов дошкольных учреждений» // М., Мозаика –Синтез, 2008. – 59 с
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей» // М.: Айрис-пресс, 2008.- 208 с.
- Киселева Т. А., Данилин Т. С., Лагода М. Б., Зуйкова Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ»// М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.