Пахомова Н.Ю.,
доцент кафедры дошкольного и начального образования МИОО, к.п.н.
Дмитриева Н.В.,
старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования МИОО,
Почетный работник образования РФ
Одна из основных задач школы ― подготовить обучающегося к жизни в современном мире, сформировать способность к самообучению, научить использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Образовательная программа любой образовательной организации должна включать программу развития универсальных учебных действий, формирование компетенций обучающихся в области проектной и учебно-исследовательской деятельности на каждом образовательном уровне. Сформированные компетенции (компетенции решения проблем) позволят выпускникам быть более приспособленными к жизни, адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, осуществлять ответственный выбор.
Владеющий компетенцией решения проблем при столкновении с проблемой повседневной или профессиональной будет уметь организовывать свою деятельность для её разрешения.
Проектное обучение в образовательной организации представляет собой комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-методических средств, позволяющих сформировать проектную компетентность учащегося и использовать ее для решения различных образовательных задач. Но в школе далеко не всегда удается эффективно решить задачу организации проектного обучения. В Центре дошкольного и начального образования МИОО и в ряде московских школ накоплен большой опыт в области теории и практики проектного обучения.
Стало хорошей традицией проведение городских методических сессий и семинаров для учителей, администрации московских школ, методистов и психологов. Например, в сентябре 2017 года прошёл семинар «Организация проектной деятельности на всех уровнях образования», на котором
- рассматривался вопрос интеграции разных уровней образования для достижения новых результатов в формировании у ученика умений и навыков, необходимых ему в жизни и в выбранной профессии,
- обсуждались проблемы организации преемственности проектного обучения на всех уровнях образования, предлагались конкретные практические решения.
А в марте 2018 года планируется проведение методической сессии, на которой учителя и специалисты МИОО поделятся своими наработками в теории и практике проектного обучения, расскажут и покажут удачные решения практических проблем, возникающих перед педагогами. Эти мероприятия проводятся в рамках мегапроекта Департамента образования города Москвы «Интеграция программ разных уровней для достижения новых результатов» («Готов к учёбе, жизни и труду!»).
Уже не первый семинар проводится на базе Школы №2121 «Образовательный комплекс имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина». С этой школой у Центра дошкольного и начального образования — многолетнее сотрудничество. По сути, Школа №2121 давно стала ресурсным центром по проблеме «Система проектного обучения в школе». Учителями школы накоплен значительный опыт, которым они охотно делятся — участвуют в проведении мастер-классов, дают открытые уроки. На семинарах обсуждалась проблема организации преемственности проектного обучения на всех уровнях образования, и были предложены практические способы ее решения. Московские учителя углубили свои знания о том, как организовать учебное проектирование и исследование, каковы должны быть результаты обучения на каждом уровне, как оценивать эти результаты; участвовали в работе мастер-классов в начальной и основной школе. По мнению одного из участников: «Программа семинара позволила познакомиться с принципами организации проектного обучения в школе, с возможностями построения проектных уроков и методами оценивания проектных умений. Организаторы смогли удачно совместить теоретическую часть с мастер-классами, на которых участники познакомились с практикой внедрения проектного обучения на всех уровнях образования».
Во многих образовательных организациях обозначились проблемы:
одна из них ― несамостоятельность работ учащихся. А ведь самостоятельная работа является непременным условием для формирования проектных умений;
другая проблема заключается в том, что еще в недавнем прошлом проектной деятельностью занимались не все учащиеся, а только желающие. Теперь согласно ФГОС готовность к самостоятельной проектной деятельности должна быть у каждого выпускника школы.
Кроме того, одним из эффективных средств формирования универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных) является проектная деятельность. Для того, чтобы эта компетенция сформировалась, у учащихся должны быть сформированы проектные умения и должен быть опыт проектной деятельности. Проектные умения учащихся должны развиваться от одного выполненного проекта к другому.
Без специально организованной системы проектного обучения в школе решить эти задачи трудно. Начиная с начала сенситивного периода (6-12 лет) и до итоговой аттестации обучающихся, система проектного обучения должна строиться на принципах постепенности и преемственности результатов на всех образовательных уровнях. Результат — компетентность решения проблем и готовность использования ее для самоорганизации познавательной и пр. деятельности.
На дошкольном уровне, начиная с 6 лет, возможно формирование первичных представлений о проектных действиях и понятиях. Это — пропедевтика проектного обучения у старших дошкольников. Непосредственная образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДОО позволяет дать представления о плане и планировании, использовании плана для различных целей, мотивировать включение детей в различные виды детской деятельности через работу с проблемной ситуацией и проблемой, развивать презентативные и рефлексивные умения, логическое мышление.
В начальной школе нужно готовить детей к самостоятельному проектированию. Курс «Проектная деятельность» для 2-4 классов (авторы Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В.) на наш взгляд прекрасно решает эту задачу. К осваиваемому содержанию в курсе относятся: проектные умения, цепочки необходимых действий, технология проектирования, презентативные и рефлексивные умения, и многое другое без чего невозможно самостоятельное выполнение учебных проектов и исследований.
В основной и средней школе развитие проектных умений продолжается на предметных проектных уроках и во внеурочной проектной деятельности. Траектория проектного обучения обучающегося строится из выполненных проектов с соблюдением принципа от простого к сложному. Скоординированное системное формирование и развитие проектных умений у всех обучающихся, накапливание опыта проектной деятельности позволяет перейти от групповых к индивидуальным проектам. Так мы осуществляем подготовку обучающегося к самостоятельному выполнению индивидуального проекта в средней школе, выполняя обязательные требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО и СОО). Приходим к выполнению требования обязательной аттестации в проектном обучении — защите индивидуального проекта или исследования.
Пахомова Н.Ю.,
доцент кафедры дошкольного и начального образования МИОО, к.п.н.
Дмитриева Н.В.,
старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования МИОО, Почётный работник образования РФ