Людмила Александровна Кокуева — воспитатель,
Анна Владимировна Кочешнова — воспитатель
Школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
города Москвы
Дети любят игрушки! Все дети! Разные игрушки! И это совсем не секрет для нас, взрослых. Сегодня родители, стараясь доставить радость своему ребёнку, готовы приобрести любую понравившуюся игрушку. Наши дети подрастают, и их интересы меняются. Теперь им нравятся движущиеся, издающие звуки игрушки, потом – игрушки, с которыми можно общаться, затем в дело вступают гаджеты. Но интерес к кукле не исчезает и у девочек, и у мальчиков.
Это не случайно. Куклы сопровождают человечество с самого начала времён. Археологи во время раскопок даже угасших цивилизаций обнаруживают кукол. Именно в куклах виден исторический путь развития народа, его культура и менталитет. Учёные считают, что первых кукол использовали вовсе не для игр.
Наше русское слово «кукла» произошло от греческого «κοῦκλα», берущего начало от латинского «cucullus», что означает «куколь, капюшон, накидка». Связь, определённо, просматривается. В первобытном обществе во время обрядов и ритуалов люди часто надевали маски, закрывающие голову и тело. Кукла в те далёкие времена могла воплощать и добрые, и злые силы. Часто кукол использовали как обереги. И однажды мать из травы, веточек, косточек или глины смастерила игрушку-оберег, похожую на человечка, её ребёнок получил первую в истории куклу. Но точно сказать, когда же была создана первая кукла для игры, невозможно. Сейчас учёные говорят, что это произошло примерно 35 тысяч лет назад. Именно таков возраст фигурки из кости мамонта, найденной в Чехии.
Подобный рассказ дошкольники слушают с неизменным вниманием и интересом. Теперь они не просто хотят сделать игрушку своими руками, они жаждут этого! Кукла своими руками – отличная возможность для реализации творческого потенциала. Кроме того, в ней отразится частичка детской души. Такая игрушка, несомненно, доставит ребёнку больше радости, чем купленная в магазине. Он ещё долго будет любоваться ею, играть с ней, и она займёт почётное место на стене, полке или столе. То есть будет рядом. Она может стать своеобразным партнёром для игры. Взаимодействуя с куклой, ребёнок проигрывает и моделирует различные жизненные ситуации, межличностные отношения – приобретает жизненный опыт. Изготовление куклы и игра с ней объединяют интересы ребёнка и воспитательные, развивающие и обучающие задачи педагога. В процессе создания куклы у детей развиваются художественные способности и творческое мышление, пространственное и логическое мышление, произвольное внимание и память, мелкая моторика рук, эмоциональный интеллект, речь и словарный запас, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и умение с пользой провести досуг.
Из чего же можно изготовить куклу? Из фетра, ниток, колготок, пластилина, фоамирана, папье-маше, ткани и бумаги. А для декоративных деталей вполне подойдут пуговицы, бусины, пайетки, перья, кружево, тесьма и другой подручный материал.
Как организовать непосредственно образовательную деятельность детей по изготовлению куклы? Она может проходить в группе/команде, в парах/тройках или индивидуально.
Что необходимо учитывать? Уровень знаний и умений, которыми уже владеют дети. И которыми им необходимо овладеть.
В нашем случае, при изготовлении куклы из бумаги, дети уже выполняли различные поделки на основе конусов и цилиндров. У них сформирован навык изготовления этих форм. Поэтому первый этап изготовления куклы мы провели фронтально, сразу со всеми детьми. Новые умения дети осваивали в подгруппах под руководством и при помощи взрослых. Имела место и индивидуальная работа (сборка изделия из готовых деталей и роспись лица), т.к. с каждым ребёнком необходимо было обговорить способы передачи движений и мимики с учётом особенностей изображения черт лица на объёмной форме. Присоединились к работе родители и другие члены семей, которые помогли изготовить одежду для кукол.
Мастер-класс по изготовлению куклы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Необходимый материал: крахмальный клейстер, шерстяные нитки, гуашь, прямоугольники из картона 10*17, 20*20, 1,5*7, полоски из бумаги телесного цвета 30*2,5 — 10 шт., квадраты из цветной бумаги 10*10 — 2шт. (все размеры указаны в см), клеевой пистолет, бумага цветная, блёстки, пайетки, фетр, ткань и т. д.
Этапы работы:
- Голову куклы в виде шара формируем из небольшого кусочка ваты. Вату обмазываем крахмальным клеем, смешанным с гуашью, подобрав оттенок телесного цвета, из маленького кусочка ваты делаем нос. Оставляем сохнуть.
- Изготавливаем из ниток волосы. Наматываем шерстяные нитки на подходящую коробочку или книгу. Разрезаем и перевязываем посередине (для длинных волос без чёлки) или ближе к концу (для причёски с чёлкой). Наклеиваем волосы на заготовку из ваты. Подстригаем лишние волосы или заплетаем косички.
- Гуашью тонкой кистью прорисовываем лицо (глаза, брови, щёки, рот).
- Туловище куклы изготавливаем из картона в виде цилиндра (основа прямоугольник 10*17), либо из конуса (заготовка — четверть круга с радиусом 20 см).
Для куклы в платье с короткой юбкой вырезаем из прямоугольника 20*20 круг диаметром 20 см, сектор ¼ круга склеиваем конусом для туловища, остальная часть 2/3 круга конусом — юбка.
- Шею куклы складываем из полоски картона телесного цвета 1,5*7, в виде буквы Д.
- Для рук и ног куклы понадобятся 8 полосок бумаги для принтера телесного цвета 30*2,5 см.
Склеиваем полоски буквой Г, заплетаем пружинкой и заклеиваем концы.
- Кисти рук вырезаем из двустороннего картона телесного цвета. Делаем надрез посередине запястья, разгибаем и приклеиваем к двум пружинкам. (См. фото 1)
Для ступней ног сложим сапожки в технике «оригами». Понадобятся два квадрата 10*10.
а) Складываем квадрат пополам «книжечкой», открываем её.
б) Сверху отгибаем полоску 1 см, переворачиваем заготовку.
в) Прокладываем сгибы от верхних углов заготовки (там, где получился отворот из полосы) с точкой середины на нижней стороне заготовки.
г) Половинки нижней стороны прикладываем к сгибам предыдущего шага.
д) Полученные сгибы соединяем на середине заготовки.
е) Переворачиваем на другую сторону. Нижний угол поднимаем, точно на середину верхнего края.
ж) Берём заготовку обеими руками в двух плоскостях, как «стульчик» с треугольным сидением. Указательные пальцы располагаем над «сидением стульчика», большие — под «сидением», а средние — за «спинку стульчика». Закрываем «спинку стульчика» по сгибу (движение от себя — назад) .
з) Расправляем «пятку» сапожка.
и) Закрепляем сапожок, вдевая один конец подворота под другой. (См. Фото 2,3).
Собираем куклу с помощью клеевого пистолета. Одежду для куклы можно изготовить из подручных материалов: бумага, ткань, фетр, нитки, блестки, пластиковые упаковки и т. д. (См. Фото 4,5,6).