Ермакова М.В.,
директор Школы №870
Любой педсовет мы рассматриваем как процесс педагогического общения на профессионально значимую тему. Мы перестроили систему педагогических советов, которая, во-первых, подразделяется по направлениям подготовки учителей: предметные, методические, психолого-педагогические и общекультурные; во-вторых, включает большие и малые педагогические советы…
Традиционные формы проведения не позволяют достичь желаемого качества включённости всех в работу. Поэтому, применяя инновационные формы, можно достигать завершённости процессов и исполнения решений в установленные временные рамки.
С целью подготовки к реализации инклюзивного образования проведите педагогический совет «Инклюзивное образование: создание специальных условий» в форме конференции с использованием приёма «World-cafe». На конференции единомышленники имеют возможность обменяться мнениями по волнующим их вопросам, педагоги включаются в работу обозначенных секций конференции, работа которых основывается на указанном приёме, что позволяет услышать каждого и принять коллективное решение.
Понятно, что при подготовке к педсовету, рассчитанному на 90 минут, необходимо:
- изучить нормативные документы, которые регламентируют реализацию инклюзивного образования;
- выявить подготовленность педагогов к реализации инклюзивного образования;
- ознакомиться с психологическими особенностями детей, имеющих статус ОВЗ;
- разработать направления по созданию специальных условий для реализации инклюзивного образования.
Часть 1. Теоретическое выступление заместителя руководителя ОО (время 10 минут).
Заместитель руководителя ОО кратко описывает новую систему педагогических советов, определяет актуальность предстоящей работы, определяет цель и задачи педсовета. Опираясь на основные нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней, ОО поясняет, что инклюзивное образование понимается как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Сегодня образовательная организация должна быть готова к включению в образовательный процесс разных детей с особыми образовательными потребностями, успешность которых влияет на показатель рейтинга ОО.
Заместитель руководителя ОО рассказывает о том, что инклюзивное образование является требованием современности и задача школы — направить усилия на создание специальных условий для образования детей с особыми образовательными потребностями. И определяющим условием является подготовленность педагогического коллектива к работе с разными обучающимися.
Важным аспектом теоретической части является эмоциональный настрой педагогов на предстоящую работу. Заместитель руководителя настраивает присутствующих на работу, напоминает правила участников педагогического совета, поясняет, в каком формате будет проходить интерактивная часть педагогического совета, раскрывает особенности конференции, которая состоит из работы секционных групп (приём «World-cafe») и публичного выступления спикеров в итоговой части. После этого педагогам предлагается объединиться в заранее сформированные группы для обсуждения вопросов.
Часть 2. Интерактивная: деятельность участников «конференции» (время – 50 минут)
Педагог-психолог выступает с кратким сообщением о компетентности педагогов ОО в вопросах инклюзивного образования на основании проведенного анкетирования педагогов.
Именно результаты анкетирования явились основанием для объединения педагогов в рабочие группы.
Дополнительные материалы: задания для работы в группах и презентация наработок.
В каждой из 4 групп определяется модератор, который обозначает спектр вопросов для обсуждения. Модератор помогает организовать обсуждение, следит за направленностью, и помогает выбрать «хозяйку/хозяина кафе» для представления итогов работы другим участникам. На изучение вопросов, оформления решения в группе отводится 30 минут.
Первая группа обсуждает документы и представляет современную нормативную базу инклюзивного образования. Все основные, определяющие положения фиксируются на листах ватмана.
Вторая группа изучает основные характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, раскрывая особенности каждой группы и общие проявляющиеся черты, учет которых позволяет эффективно осуществлять образовательный процесс.
Третья группа формирует модель компетентного педагога на основе представленных педагогом-психологом результатов анкетирования с целью сформировать представления участников о сущности умений при работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Четвертая группа разрабатывает методические рекомендации по работе с разными категориями обучающихся, способы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (родители, специалисты и т.п.).
Далее происходит смена состава «World-cafe» за исключением «хозяйки/хозяина кафе», которая представляет наработки группы следующим участникам. Смена состава происходит необходимое количество раз, пока «основная группа», изучающая этот вопрос не возвратится к исходному вопросу. После чего происходит оценивание и корректировка предложений других групп по решению вопроса и оформление результатов работы для общей презентации. Модератор помогает выбрать спикера (желательно, чтобы выбор не останавливался на «хозяйке кафе»). Время 20 минут.
Часть 3. Итоговая (участники представляют результаты работы групп) (время — 20 минут).
Спикеры от каждого «World-cafe» объясняют задачи, поставленные в начале работы, и представляют результаты совместной деятельности, опираясь на правила выступления.
Спикер первой группы раскрывает основные нормативные документы, регламентирующие инклюзивное образование в российской школе. Обозначает основные характеристики инклюзивного образования, указывает, что уже имеется в ОО, а на что нужно обратить внимание и требуется поиск ресурсов и усилий.
Спикер второй группы подробно раскрывает основные категории детей с ОВЗ и ООП (на основании нормативных документов), характеристики, присущие в разной степени проявления всем без исключения детям, имеющим особые образовательные потребности; обращает внимание на особенности включения детей с разными проявлениями.
Спикер третьей группы презентует модель профессиональной компетентности педагогов (основные знания, умения и навыки), необходимые для реализации инклюзивного образования, указывает на проблемные зоны по результатам анкетирования. Он предлагает направления повышения компетентности в контексте инклюзивного образования и обозначает предполагаемые результаты.
Спикер четвертой группы показывает сформированные методические рекомендации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями и другими участниками образовательных отношений.
Педагог-психолог проводит рефлексию с использованием методики «Все в моих руках». Заместитель руководителя ОО подводит итоги педагогического совета.