Аргунова М.В., профессор МЦРКПО, д.п.н., к.б.н.
Плюснина Т.А., доцент МЦРКПО, к.х.н.
Якушкина А.А., начальник Центра МЦРКПО
Экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР) можно рассматривать как образовательную практику метапредметного образования…
Актуальность преподавания метапредмета (метамодуля) «Экология и устойчивое развитие» на каждом уровне общего образования определяется современным состоянием отношений человечества и природы, а также ролью экологического мировоззрения как основы устойчивого развития цивилизации, коэволюции человека и природы, необходимостью формирования новой экосистемы образования.
Московская электронная школа (МЭШ) даёт большие возможности для объединения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по экологическому образованию, освещению и обсуждению результатов социально-значимой деятельности экологической направленности на уровне класса, образовательного комплекса, МРСД и всего города. Необходимо расширять спектр ЭОР по экологии, активно вовлекать педагогов в работу по созданию материалов, связанных с экологическим образованием и пополнением Библиотеки МЭШ.
Дошкольное образование
На этапе дошкольного возраста экологическое образование для устойчивого развития направлено на формирование первоначальных представлений детей о живой и неживой природе, о человеке, о Земле как общем доме людей.
В соответствии с психологическими особенностями детей 3–4 лет ключевым моментом является осознание себя в различных ролях, действие в воображаемой ситуации. В данном возрасте у детей формируются способности классифицировать предметы живой и неживой природы по цвету, форме, размеру и другим существенным признакам, экспериментировать с объектами неживой природы, а также готовность заботиться о растениях и животных, что является основой формирования природолюбия, бережного отношения к природе.
Наши предложения:
Межшкольные проекты на уровне Межрайонного совета директоров, которые будут способствовать созданию лабораторий в детском саду и дома; проведению опытов, помогающих детям разгадать секреты природы, а также -возможности обмениваться оборудованием, методиками и результатами исследований с другими детскими садами, когда каждое наблюдение, каждый опыт связан с повседневной жизнью, благодаря чему дети могут продолжить исследования в своем ближайшем окружении, развивать познавательный интерес к природе:
- «Малая академия наук на территории детского сада»,
- «Экологическая тропинка»,
- «Экологические проекты: что могут дошкольники или как готовить малышей к жизни в будущем?».
В возрасте 5–6 лет формируются жизненно важные навыки, что должно стать базой для полноценного развития экологического образования дошкольников, включая адекватную само- и взаимооценку детей. В данном возрасте закладываются как когнитивные, так и некогнитивные навыки.
Наши предложения:
Опытно-экспериментальная деятельность, создание игротек для погружения детей в мир профессий настоящего и будущего с обучением элементарным навыкам (пропедевтика предпрофессионального образования) в тесном сотрудничестве с воспитателями, учителями, родителями, а также старшеклассниками и студентами будут способствовать формированию навыков устойчивого стиля жизни и желания улучшить собственную окружающую среду, созданию в дальнейшем интереса и мотивации участия в инженерных, медицинских, академических классах, Курчатовском проекте конвергентного образования.
Создание и организация экологического просвещения семьи и ранняя профориентация дошкольников
- семейный проект по ресурсосбережению
- межрайонный проект «Все работы хороши или как готовить дошкольника к жизни в будущем»,
- городские экологические проекты/ акции в сотрудничестве с другими организациями и учреждениями
- использование механизма РОСТ (для малышей — РОСТик), включающего портфолио, оценочные листы и шкалы, образовательные дорожки как путь к успеху.
Обеспечение интеграции и преемственности образовательных уровней от дошкольного до начального и основного по всем предметным областям может быть достигнуто путём создания метапредметных модулей экологоориентированной направленности: «Вода», «Воздух», «Камни», «Песок и глина», «Солнце – свет и тепло», «Растения», «Животные», «Человек и природа», «Я и природа», «Мой экологический след» и др., позволяющих подвести учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин, создать условия для формирования основ экологического мировоззрения.
Особое внимание следует уделять обучению на природе, созданию условий для общения детей с природой:
А) в зданиях — живые уголки, зимние сады, зоны релаксации и общения с природными объектами, экологические тропинки,
Б) на территориях — фрагменты аптекарских огородов, альпийские горки, цветочные часы, клумбы непрерывного цветения, отели для насекомых и др.
Начальное образование
В начальной школе происходит изменение социальной позиции ребёнка, он становится «общественным» субъектом, имеет социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. В рамках интегративных предметов «Окружающий мир» и «Технология» школьники получают знания из различных областей наук, в том числе и экологии. Однако эти знания носят разрозненный характер и нуждаются в систематизации и обобщении. В возрасте 7–9 лет у детей возникает внутренняя позиция, которая сохраняется на всю жизнь, определяет поведение человека, его деятельность, отношение к окружающему миру, к самому себе, а также осознание того, какое место он занимает в кругу сверстников и взрослых.
Наши предложения:
- Изучение метапредметных модулей «Живая и неживая природа», «Я и природа», «Я и моя будущая профессия», «Экология в моей повседневной жизни и будущей профессии», «Мое здоровье» (для формирования целостности экологических знаний и ранней профориентации).
- Вовлечение школьников в исследовательскую и проектную деятельность по содействию решению экологических проблем Московского региона, осознание ребёнком собственной ответственности за своё настоящее и будущее.
- Межрайонный проект «Вызовы XXI века – формируем навыки будущего: как знакомить детей младшего школьного возраста с современными профессиями».
При этом будут фиксироваться «цифровые следы» школьника – информация о курсах, занятиях, иных мероприятиях, которые учащийся посещает, в т.ч. вне школы, достигнутых результатах в области экологического образования. Использование механизма РОСТ позволит на основе портфолио, рейтинговой, ранговой оценки, рефлексивных технологий зафиксировать жизненно важные экологические умения и предпрофессиональные навыки.
Основная школа
Основным видом деятельности подростка является учение, систематическое овладение основами наук, формирование фундаментальных знаний в рамках школьных дисциплин. В этом возрасте школьники склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Особенно ярко проявляет себя подросток в практической деятельности: коллекционирование, конструирование, экспериментирование, исследование. На этом этапе целесообразным является
— знакомство с новыми экологообразовательными ресурсами для адаптации к жизни и работе в мегаполисе на примере УМК: «Природа – наш дом», «Школа новой экологии», «Строим настоящее – думаем о будущем!», «Экология в мире профессий», «Отходы в доходы», «Создаю сам»;
— осознание масштаба своего влияния на окружающую среду;
— освоение природосообразных и ресурсосберегающих технологий.
Важным является введение обобщающего практико-ориентированного метакурса (метамодуля) «Экология Москвы и устойчивое развитие», в рамках которого рассматриваются вопросы устойчивого развития цивилизации, социально-экономические и экологические особенности Московского региона, проектирование (разработка социально-экологических проектов), методики школьного экологического мониторинга. В рамках ЭОУР будут востребованы игровые технологии (онлайновая и оффлайновая игровая среда, игры для принятия и выработки коллективных решений), практики и стажировки в бизнесе и производстве с целью выявления экологичности производственных процессов. При этом возникает необходимость освещения результатов школьного экологического мониторинга с использованием ресурсов МЭШ и сервисов портала «Наш город – Москва» для информированности населения об экологических проблемах столицы и привлечения населения для участия в их решении.
На основе межрайонного проекта «Учимся жить экологично в современном мире» будет происходить оценка «цифровых следов» школьников в рамках формального и неформального образования экологического образования для устойчивого развития.
Разработанные педагогические подходы, занятия на природе в условиях города (день в парке, урок на ООПТ), а также практические занятия по исследованию состояния окружающей среды помогут школьникам приобрести навыки исследовательской и проектной деятельности. Ребята научатся выявлять причины экологических нарушений, принимать решения по их устранению, содействовать улучшению местной экологической обстановки. Полученные знания помогут учащимся выполнять и разрабатывать как собственные, так и совместные с родителями социально-значимые исследовательские проекты на ООПТ Москвы, принимать осознанное участие в экологических акциях, что будет способствовать формированию основ экологической грамотности, гражданской позиции и ответственности за принятие решений и сохранение окружающей среды.
Школа старшеклассников
Задачей старшей школы является профориентация школьников для деятельности в высокотехнологичных и наукоемких областях городского хозяйства для понимания смыслов человеческой деятельности в различных сферах. Важным является формирование у старшеклассников представления о профессиях экологической направленности, о роли экологии в их будущей профессии и жизни. При этом должны использоваться конвергентные педагогические технологии, НБИК-конвергенция, технологии умного города.
Межрайонный проект «Зелёная УРБОШКОЛА будущего: навыки и технологии. Что должны знать школьники о технологиях и профессиях для адаптации в условиях техносферы будущего?» будет включать конвергентные педагогические технологии для реализации профильного обучения, направленные на формирование готовности учащихся к экологически ориентированной деятельности в будущей профессии (моделирование профессиональных ситуаций решения проблем экологически устойчивого развития местного сообщества; проекты, кейсы, упражнения, схемы, карты познания, профессиограммы, «Экологическая карта моей профессии», «Моё профессиональное кредо», «Символ и девиз моей профессии», «Экология в моей профессии», «Экосистема образования»).
«Точки» роста педагога в системе профессиональной поддержки и развития для повышения уровня экологического образования и экологической культуры москвичей
Ведущая роль в организации ЭОУР принадлежит всем педагогам независимо от профессионального образования и уровня обучения, на котором педагог осуществляет профессиональную деятельность.
Наши предложения:
Экологическая составляющая должна стать стержнем образования, правилом и смыслом жизни в столичном мегаполисе.
Повышение квалификации должно способствовать профессиональному росту, развитию и поддержке педагогических кадров в области экологического образования для устойчивого развития как на уровне МРСД, так и на уровне подготовки руководителей, учителей всех предметов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, тьюторов и наставников.
- Разработать программы повышения квалификации по ЭОУР для учителей естественнонаучного направления в связи с введением на уровне среднего общего образования дисциплины «Экология» в соответствии с ФГОС.
- Продолжить формирование и развитие системы профессиональной поддержки педагогов для повышения уровня экологического образования и экологической культуры москвичей (повышение квалификации, переподготовка, аспирантура, Педагогический абонемент, лекторий, экосубботы и другие формы).
- Больше внимания уделять курсам экологического содержания при подготовке студентов – будущих и уже работающих на всех уровнях образования, а также при переподготовке педагогических кадров.
- Организовать ежегодный экорейтинг школ («зелёных школ») по образу рейтинга «зелёных университетов» для развития экологического образования.
Разработка комплексной системы городских мероприятий для поддержки педагогов, учащихся и их родителей по экологическому образованию для устойчивого развития на период до 2025 года, широкое освещение в средствах массовой информации календаря таких мероприятий поможет собрать воедино все имеющиеся ресурсы города Москвы для достижения новых, стратегически важных, результатов образования мегаполиса.
Аргунова М.В., профессор МЦРКПО, д.п.н., к.б.н.
Плюснина Т.А., доцент МЦРКПО, к.х.н
Якушкина А.А., начальник Центра МЦРКПО