Алибекова Э.М.,
директор ШКолы №1570
Иногда и компьютеру требуется перезагрузка: накапливаются ошибки и сбои, он работает медленнее и не так эффективно. Но пять минут обновления — и всё снова отлично.
Коллектив — это система посложнее компьютера. И бывает, что он тоже сталкивается с проблемами: накапливается внутренняя усталость, теряются цели и ориентиры, перестают работать привычные схемы, снижаются результаты, пропадает вера в себя.
Это значит, что коллективу тоже требуется перезагрузка. Но только осуществить её гораздо труднее: тут необходимо участие и усилия каждого…
Вот и нашей Школе №1570 потребовалось такое обновление. Это не значит, что у нас стало плохо. Совсем нет. В школе хорошая атмосфера, педагоги любят свою работу, в коллективе много творческих людей. Но чего-то всё же стало не хватать: какой-то искры, какого-то ощущения единой цели. У школы место в рейтинге оказалось близко к 600. Так хотелось улучшить результаты! Но как? А можем ли мы вообще?
И в такой непростой период мы услышали про новую модель повышения квалификации. Под руководством специалистов Московского центра развития кадрового потенциала образования школа вступила в программу «Перезагрузка за 80 дней». Коллектив погрузился в атмосферу проектной площадки, командной работы.
Прежде всего нужно было определить ключевые темы будущих проектных работ, наиболее значимых для школы, для эффективности её работы. Мы сделали это все вместе, администрация и педагоги, в ходе форсайт-сессии, споря и обсуждая будущее школы. И всем этим сложным процессом управляли наши кураторы из МЦРКПО, наблюдая, помогая, поддерживая.
Не всегда в спорах рождается истина, но у нас в бурных азартных дискуссиях родились семь проектных тем:
- Система оценки качества образования,
- Преемственность,
- Московская электронная школа,
- Профилизация обучения,
- Система работы под девизом «Все дети одарённые»,
- Билингвальное обучение,
- Развитие дополнительного образования.
Следующим этапом коллективной работы стало формирование проектных групп по этим темам. Очень важным оказалось то, что в каждой группе были педагоги разных подразделений, разной специализации. Мы лучше узнавали друг друга, учились понимать, чем живут дети и педагоги на разных уровнях образования.
Разработка проектов оказалась непростым делом. Самые первые дорожные карты, планы переписывались многократно. Наши кураторы проектных групп настойчиво направляли нас в сторону понимания важных аспектов наших проблем: не надо красивых слов — они не помогут в работе, цели проекта должны быть конкретными, задачи — понятными и содержательными, результаты — измеримыми.
Цели, задачи определены, результаты запланированы. И теперь нужно ответить на вопрос, «как?» разработать механизмы реализации целей проекта.
Работа в группах не была простой. Слышались не только конструктивные предложения, но и уверенное — «да мы вообще не можем готовить олимпиадников», и паническое — «у нас вообще проект не получился», и недоумевающее – «а зачем что-то менять? и так всё неплохо»… Но даже такие слова, такие мнения — это вклад каждого в общее дело. Мнения обсуждались, переплавлялись в решения и планы, голый каркас обрастал конкретикой, проекты оживали.
Защита проектов показала, что в качестве проектных тем были выбраны действительно важнейшие опорные направления развития. Разработанные проектными группами механизмы, мероприятия могут лечь в основу перспективного годового плана работы школы.
Даже на этом этапе не обошлось без острых дискуссий. Защита прошла активно. Задавали вопросы и выдвигали предложения по доработке не только члены экспертной группы, но и педагоги, участники других проектных групп.
Итак, 80 дней прошли. Состоялась ли перезагрузка? Несомненно. Мы научились работать вместе, командой, лучше узнали друг друга, сформировались новые коллегиальные взаимосвязи. Коллектив сам поставил перед собой новые задачи, свежим взглядом оценил свои ресурсы и перспективы. Сложные проблемы были разложены на понятные и конкретные задачи. Каждый продумал эти задачи и меру ответственности: что лично я могу, хочу, должен сделать для развития школы.
Проектные идеи начали воплощаться в жизнь в 2017-2018 учебном году, в предстоящем учебном году реализация проектов будет продолжена. Но первые результаты проделанной работы мы получили уже сейчас: по итогам учебного года школа набрала 71 рейтинговый балл, что почти в два раза больше, чем в предыдущем учебном году. А первые успехи придают уверенность: мы на правильном пути, коллектив живёт, развивается и способен на достижение высоких общих результатов при вкладе каждого.