Селезнева Зульфия Азатовна,
учитель английского языка Школы № 1324 города Москвы
Главная особенность уроков английского языка — это речевая направленность предмета. Участие в общении или уровень владения устной диалогической и монологической речью довольно жестко устанавливает объем необходимого минимума словарного и языкового материала, которым должен овладеть обучаемый. В связи с этим необходима разработка комплекса упражнений для обучения говорению, чтобы сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Ничто так не заинтересует ребенка на уроке, как игра, и естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Игры, движения, использование большого количества наглядности, яркий материал, учёт потребностей детей и их индивидуальных особенностей, высокий уровень организации уроков, разнообразие видов упражнений и тщательный подбор речевого материала будут способствовать успешному обучению и освоению учениками навыка говорения в диалогической и монологической речи. Перечисленный в статье комплекс игр на уроке способствует развитию психических и познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение), фонематического слуха, речи, повышает мотивацию учеников к изучению английского языка. Учащиеся преодолевают трудности, возникающие в процессе обучения говорению, лучше запоминают речевые единицы, сокращается время в аналитико-синтетической и исполнительной фазах акта говорения, где сформулированная во внутренней речи мысль облекается в звуковую форму. Вышеуказанный комплекс игр поможет учителю сменить виды деятельности на уроке от спокойной к активной деятельности и при этом личностно-ориентированной, и, как результат, улучшить навыки говорения на уроках английского языка.
Рассмотрим эту идею подробнее. Представьте себе: подошел к концу очередной учебный год. Начальные классы ушли на каникулы, выпускники сдают экзамены, а учителя … занимаются самоанализом своей работы.
Я — учитель английского языка и в потоке тестов на грамматику, лексику мне также хочется оценить реальный результат своих учеников во всех параллелях, где я работаю. Только что нужно оценить? Как оценить? И что изменить в работе, чтобы результаты обучения были лучше?
Согласно федеральным государственным стандартам Министерства образования и науки РФ целью обучения на уроках английского языка является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает в себя умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией, адекватно понимать устную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово — стилистической и типологической принадлежности. Устная речь (или навык говорения) представляет собой вид речевой деятельности, она делится на диалогическую и монологическую речь. Соответственно, знания, умения и навыки в диалогической и монологической речи в учебных и реальных ситуациях— ключевой предметный результат обучения на уроках английского языка.
Что необходимо оценить в области диалогической речи согласно ФГОС – это то, что ученик должен уметь вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги, объём диалога — от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося, продолжительность диалога — 2,5–3 минуты (9 класс). В области монологической речи ученик должен уметь строить связные высказывания (описание, сообщение, рассказ, с высказыванием своего мнения) о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, зрительную наглядность или заданную коммуникативную ситуацию, объём монологического высказывания — от 7—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы), продолжительность монолога — 1—1,5 минуты (9 класс).
Оценить умения и навыки говорения можно только в устной форме, так как она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Для оценки уровня знаний учитываются следующие критерии оценивания:
- критерий 1– содержание;
- критерий 2 – взаимодействие с собеседником (при диалогической речи);
- критерий 3 – лексическое оформление речи;
- критерий 4 – грамматическое оформление речи;
- критерий 5 – произношение.
Так, для проверки уровня диалогической речи используется парная форма контроля: проверяющий подает реплику, а испытуемый на нее реагирует. Контроль протекает в форме двустороннего общения, в ходе которого устанавливаются:
- темп и точность реакции на предъявляемые стимулы;
- соблюдение норм общения;
- чистота речи.
Для установления уровня владения монологической речью больше подходит индивидуальный контроль: учащийся знакомится с заданием и готовится к высказыванию в отведенное время. Успешность выполнения задания оценивается с использованием следующих критериев:
- соответствие и полнота передаваемой информации содержанию задания или решение коммуникативной задачи;
- связность и логичность изложения;
- следование в сообщении нормам языка (лексико-грамматическая правильность речи и ее фонетико-интонационное оформление).
В процессе высказывания учитель контролирует уровень сформированности лексико-грамматических навыков как единого целого, поскольку лексико-грамматические навыки лежат в основе коммуникативного высказывания и составляют коммуникативную компетенцию говорящего. Исходя из этого, словарный запас учащегося, как активный, так и пассивный, должен постоянно пополняться, обогащаться новыми лексемами в «сопровождении» новых грамматических конструкций, необходимых для обогащения речи и свободного владения иностранным языком. Важно сохранять в памяти звуковые и графические образы слов, ассоциативные связи, интонацию, контекст. Также необходимо задействовать оперативную и долговременную память, мышление, психофизические процессы. Все вышеперечисленные навыки относятся к психологии, и в настоящее время перед учителем стоит следующая задача: как улучшить навыки и умения неподготовленной речи, ведь ее реактивность, спонтанность вырабатываются в диалоге, а навыки и умения подготовленной речи с ее инициативностью, логичностью, последовательностью – в монологе. Ответ очевиден — в определенный момент урока целесообразно сделать паузу, переключить внимание учащихся на другой предмет, правильно подобрать ту или иную игру. Я хотела бы поделиться играми, которые я использую на своих уроках и которые настраивают на успешность овладения языком и активную речевую деятельность.
Игра «Снежный ком». Попросить каждого ученика назвать слово, которое запомнилось ученику. Следующий ученик называет предыдущее слово и добавляет свое. Тот, кто назовет все слова (в более старшем возрасте — фразы), получает отличную отметку.
Упражнение «Исчезающие слова(фразы)»
На доске написать активные лексические единицы, прочитать, повторить за учителем, повторить без учителя и стирать по одному слову (фразе) с доски. При указании на место, где было написано слово (фраза), учащиеся произносят стертое с доски слово (фразу). Далее следует сделать то же самое со всеми словами. Если после удаления всех слов (фраз) дети воспроизведут все фразы, то сделать вид, что учитель очень удивлен, так как перед собой видит чистую доску. В дополнение можно отработать реплики-переспрос, реплики-удивления, реплики-сомнения, реплики-подтверждение на развитие диалогической речи. Можно включить элементы ролевой игры «Кто будет учителем?».
Игра «Крокодил». Принцип игры «Крокодил» весьма прост- показать слово или словосочетание, не произнося его вслух. Остальные участники отгадывают и называют слово. Первый отгадавший выходит в центр и сменяет показывающего игрока, который, в свою очередь, загадывает уже ему новое слово.
Игра в командах «Крестики-нолики». По смыслу игра очень близка к игре «Крокодил». Класс делится на две команды и дает определение слову на английском, по пройденной лексике, вторая команда слушает и отгадывает. Если команда крестиков загадала слово и противоположная команда не отгадала, то ставится крестик, если отгадала – ноль. Выигрывает та команда, у которой получится линия по горизонтали, вертикали или диагонали.
Игра «Шерлок Холмс». Один из учеников выходит к доске и загадывает название одной из летних активностей. Задача остальных учащихся — задать как можно больше вопросов (и только вопросов), чтобы угадать, о чем идет речь. Тот, кто отгадывает, становится «ведущим».
Игра «Пинг-понг». Учитель зачитывает различные реплики, утверждения, вопросы. Задача учеников — быстро отреагировать на них, используя способы выражения согласия, несогласия, удивления или подбирать к реплике ответную пару.
Прием «Интервью». Составление диалога в парах по заданной ситуации при наличии содержательных опор (изобразительных: картина, фото, серия рисунков, диаграмма, таблица, схема и др.; лозунг, афоризм, поговорка, ассоциограмма и др.) и персонализации. Составить диалог в парах после посещения «Третьяковской галереи» при условии, что один посещал, второй – нет.
Выше были указаны игры для развития диалогический речи, но есть и игры для развития монологической речи.
Игра «Расскажи». В этой игре создание ситуации или рассказа проходит по ключевым словам, по плану, на заданную тему. Например, задается такой вопрос: «Почему твой друг выбирает указанный вид отдыха (в таблице)?», используя образец (опору). Образец: Мой друг по парте (имя) считает, что __________самый лучший вид отдыха, потому что________. Однако, по моему мнению, самый лучший вид отдыха — ____________, потому то_____________».
Игра «Закончи предложение». Данный прием помогает учащимся подвести итоги урока, сконцентрировать свое внимание на главных вопросах дня. Учитель заранее заготавливает начало предложений, например: «Сегодня я узнал… Я понял, что… У меня получилось… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…».
Упражнение «Найди отличия». Систематическое обучение сравнению способствует развитию активизации внимания. Для сравнения можно предлагать какие-либо предметы, картинки, различающиеся определенным числом деталей (найди 10 отличий). Данное упражнение готовит к EГЭ, где одним из заданий является демонстрация навыков говорения в монологической речи и где необходимо описать проект. Опорой может выступить образец с вступительной и заключительной частью, с помощью которого можно вводить речевую задачу: «Опиши фотографии так, чтоб твой партнер по парте догадался, кем работают люди, изображенные на фотографии? Сколько им лет? Какие у них профессии?». При общей задаче для всех и едином речевом образце каждый выражает свое коммуникативное намерение (свою мысль), а это всегда интересно.
Следующие задания на формирование навыков говорения монологической речи также можно оформить в игровой технологии:
- описать картину, которая не связана с изучаемой темой;
- определить суть высказывания;
- охарактеризовать действующих лиц, место действия;
- составить краткое объявление, тексты открыток.
Игры, движения, использование большого количества наглядности, яркий материал, учёт потребностей детей и их индивидуальных особенностей, высокий уровень организации уроков, разнообразие видов упражнений и тщательный подбор речевого материала будут способствовать успешному обучению и освоению учениками навыка говорения в диалогической и монологической речи. Перечисленный комплекс игр на уроке способствует развитию психических и познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение), фонематического слуха, речи, повышает мотивацию учеников к изучению английского языка. Учащиеся преодолевают трудности, возникающие в процессе обучения говорению, лучше запоминают речевые единицы, сокращается время в аналитико-синтетической и исполнительной фазах акта говорения, где сформулированная во внутренней речи мысль облекается в звуковую форму.
Я надеюсь, что вышеуказанный комплекс игр поможет учителю сменить виды деятельности на уроке от спокойной к активной деятельности, при этом личностно-ориентированной, и, как результат, улучшит навыки говорения на уроках английского языка.