Макарова Виктория Вячеславовна,
учитель биологии
Школы № 1861 «Загорье» города Москвы
Метод проекта сегодня занимает ведущую роль в педагогической практике профильного обучения. В основе метода – самостоятельная познавательная деятельность учащегося, направленная на результат, который можно применить в практической жизни. Предмет «Индивидуальный учебный проект» является частью учебного плана обучения в медицинском классе, целью реализации которого является полноценное, углубленное усвоение содержания профильных предметов.
В этой статье я хочу поделиться организацией проектной деятельности в профильных медицинских классах школы № 1861 «Загорье». Учебным планом на изучение предмета «Индивидуальный учебный проект» предусмотрено 68 учебных часов: два урока в неделю в 10 классе. Занятия проводятся в подгруппах по 15-16 человек.
Большинство десятиклассников, приступая к проектной деятельности, не имеют правильного представления о ее особенностях, часто путая проект с реферативной работой. Поэтому на первых вводных уроках учитель знакомит учащихся со спецификой этого метода познания, демонстрирует уже завершенные проекты, предлагает подумать о личных познавательных интересах и предметных предпочтениях. На этом же, первом, этапе десятиклассникам предлагается ознакомиться с планом-шаблоном написания научных работ, который лежит в основе написания курсовых, дипломных, диссертационных работ. Навыки, приобретенные в ходе проектной деятельности, оказываются очень полезными в дальнейшем профессиональном обучении, что уверенно подтверждают наши выпускники – нынешние студенты.
Далее следует познакомить учеников с видами проектно- исследовательских работ.
- Проект. Результатом такой работы должен быть продукт, который можно увидеть и протестировать. Например, «Создание экзоскелета руки», выполненный при помощи специального набора, или «Создание аналога геля-венотоника». Отмечу, что первый проект был полностью реализован на базе школы, а для выполнения второго обращались на кафедру органической химии Сеченовского Университета. Авторы этих проектов стали призерами Открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину».
- Исследовательская работа. Результатом такой работы является решение проблемы, которая требует осмысления, анализа и сопоставления фактов, проверки альтернативных гипотез. Приведу в качестве примера такого исследования работу «Модель клещевого боррелиоза (болезнь Лайма)».
- Исследовательский проект. В такой работе ведущим методом исследования является эксперимент, в ходе которого исследуются вещества, материалы, явления и пр. Эти требования успешно реализовались в работе выпускницы нашей школы «Применение фантомов биотканей в ультразвуковых исследованиях тела человека». Исследовательский проект стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
- Социальный проект. С 2018 года в нашей школе стартовал проект «Детский сад – Школа», в рамках которого ученики медицинских классов разрабатывали и проводили циклы занятий в игровой форме для дошкольников по анатомии человека, знакомили их с медицинскими профессиями, проводили мини-лабораторные работы. Об опыте работы и результатах этого проекта мы уже писали в статье «Доктор Пилюлькин спешит на помощь» («Учительская газета», № 6, 2019 г.). Дошкольники выросли, стали учениками младшей школы, и наш проект изменил свое название. Теперь проект называется «Детский сад – Младшая школа – Медицинский класс». Учащиеся 10 медицинского класса продолжают занятия с детьми. В качестве примера приведу названия уже подготовленных циклов: «Спешим на помощь», «Правила личной гигиены». Выполнение социального проекта предполагает групповую работу.
Итак, первый этап подготовки к проектно-исследовательской деятельности завершен. Для его реализации необходимо 6-8 уроков.
Далее второй, самый ответственный этап подготовки – выбор темы и цели работы. На этом этапе очень важна роль учителя – руководителя проекта, который, не ограничивая права самостоятельного выбора, должен помочь ученику определить и сформулировать проблему, направить исследование в нужном направлении, опираясь на свои знания и опыт. На обсуждение и выбор темы проекта отводится 2-3 урока.
При выборе темы важно придерживаться следующих принципов:
- Наличие социально, научно или личностно значимой проблемы. Здесь все просто: нет проблемы – нет проекта.
- Актуальность темы. Ученику предлагается ответить на вопрос: «Почему эта тема может быть кому-то интересна, кроме тебя?».
- Самостоятельный характер работы. Лучше всего, на мой взгляд, этот принцип отражен в словах китайского мыслителя Конфуция: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать – и я пойму».
- Проект должен быть надпредметным, то есть не ограничивающимся рамками одного предмета. Кроме исследований в предметных областях химии и биологии ребята успешно изучают и реализуют свои знания по психологии, физике, истории, литературе, иностранному языку и пр. Например, в этом году учащиеся осваивают новое для нас направление в проектной деятельности «История медицины на английском языке». Учителя-предметники выступают в роли консультантов индивидуальных проектов.
Главное, что объединяет все направления исследований – медицинская направленность выбранных тем, поскольку курс «Индивидуальный учебный проект» выполняет задачу предпрофессиональной ориентации учащихся медицинских классов.
Итак, тема выбрана, цель определена. Можно переходить к третьему этапу выполнения исследовательских работ. Цель достигается через решение ряда задач, а задачи определяют методы проекта. Вектор выполнения работы задан. Постановка задач, изучение и выбор методов исследования занимает обычно 2-3 часа учебного времени.
Следующий, четвертый этап исследовательского проекта – работа над теоретической частью. Это самый продолжительный по времени период работы, который предполагает подбор и изучение литературы по заданной теме – литературный обзор. Учитель рекомендует источники информации: научно-популярная литература, Интернет- ресурсы, личный опыт. Организация работы на этом этапе носит очно-заочный формат, то есть один урок – сбор и знакомство с информацией, второй – обсуждение материала с научным руководителем. На этом этапе целесообразно разделить группу, чтобы учитель смог за урок ознакомиться со всем материалом.
И, наконец, заключительный пятый этап исследования. Получены результаты, сформулированы выводы по работе. Как правило, количество выводов равно количеству поставленных задач. Авторы проектов защищают свои работы на школьной конференции, где приобретают бесценный опыт публичного выступления. Лучшие исследовательские проекты участвуют в Открытых городских научно-практических конференциях «Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Наука для жизни», Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы».
При организации проектной деятельности в классе важно заранее сформулировать и познакомить учащихся с критериями оценивания каждого этапа работы. Можно составить таблицу, где будут отображены основные этапы работы над проектом и сроки их реализации. За каждый этап начисляются баллы, которые в сумме и определяют оценку за проект. Напомню основные вехи исследовательской работы, которые являются критериями оценивания: проблема – тема – актуальность – цель – задачи – методы – исследовательская часть – литературный обзор – результат – выводы – защита.
Проект (лат. рrojectus – брошенный вперед) – это метод обучения. Он формирует опыт, и поэтому он незаменим. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует огромное количество знаний, умений, навыков, и поэтому он эффективен. И, главное, проект — это действительно интересно!