Рублева Анна Юрьевна,
учитель начальных классов
Школы № 1324 города Москвы
Филиппова Елена Александровна,
учитель начальных классов
Школы № 1324 города Москвы
С момента рождения ребенок вступает в контакты с окружающим миром. И эти контакты по мере его взросления преобразуются и усложняются. Совершенствование социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста является важной проблемой педагогики в современном мире. В начальных классах закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.
Коммуникативные навыки – это общие навыки, которые проявляются не в конкретных видах деятельности или группах видов деятельности, а в общих формах внешней человеческой деятельности, а именно в общении. Ряд ученых рассматривают коммуникативные навыки как общие, которые проявляются с составом специальных способностей, связанных со спецификой профессиональной деятельности.
Такие ученые, как Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина, определяют коммуникативные навыки как единство личностных качеств ребенка, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде. Поэтому они проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника [1, с. 224].
Коммуникация для ребенка означает не только умение говорить, разговаривать друг с другом, но и умение договариваться, умение слушать и слышать то, что говорят тебе, это умение подбирать слова, которыми не обидишь сверстника, взрослого, знание правил этикета, которые делают взаимоотношения приятными и т.д.
Социально-коммуникативные навыки младших школьников проявляются в общении и взаимодействии детей с другими людьми и являются условием развития их личности. Процесс совершенствования социально-коммуникативных навыков учеников является длительным и имеет свою специфику, в связи с чем должен находиться в центре внимания педагогического сообщества на протяжении всего периода обучения.
По мнению многих исследователей, неоценимую помощь в формировании социально-коммуникативных навыков оказывает включение детей в театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность – это особый вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой дети осваивают различные средства сценического искусства, знакомятся с театральной культурой. Театрализованную деятельность по праву можно назвать одним из самых доступных видов искусства в образовательной организации, однако её педагогические возможности весьма велики.
Театрализованная деятельность способствует интеллектуальному развитию школьников. Прежде чем драматизировать, ребенок должен познакомиться с тем или иным литературным произведением, понять сюжетную линию, поступки и чувства героев и отразить их в драматизации с помощью мимики и речи. Дети во время участия в театрализованной деятельности знакомятся с окружающим миром, прослушивают различный музыкальный материал. Все это не только расширяет кругозор ребенка, но и способствует развитию его внимания, мышления, речевой культуры.
Театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию ребенка. Эта работа наиболее близка к детям, потому что в ее основе лежит игра, стимулирующая детское творчество. Средства художественной выразительности способствуют формированию нравственных качеств у учащихся и развитию познавательных процессов. Сочетая в себе элементы сразу нескольких видов искусства, театрализованная деятельность оказывает большое влияние на эмоциональный мир детей.
Выделяют несколько видов театрализованной деятельности детей младшего школьного возраста, к которым относятся:
— кукольный театр;
— игры драматизации;
— спектакли;
— театрализованные постановки.
Также театрализованная деятельность является прекрасным средством развития творческого потенциала детей. Ведь здесь можно экспериментировать с выразительными средствами, придумывать свой образ героя, воплощать его, можно «додумывать» и развивать сюжет произведения. Стимулирует развитие детского творчества и процесс создания атрибутов для театрализованной деятельности, когда к нему привлекается класс. Все это в комплексе благотворно влияет на творческое развитие ребенка.
Таким образом, детская театрализованная деятельность несет в себе колоссальные развивающие возможности, она создает предпосылки для всестороннего развития личности ребенка: для ее самовыражения и саморазвития; способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации; формирует ценностные ориентации и социально значимые потребности личности, а также нормы поведения в обществе и пр. Однако развивающий потенциал театрализованной деятельности может быть реализован только в ситуации грамотного педагогического сопровождения и руководства.
В 1 классе педагог может использовать в своей профессиональной деятельности такой вид театрализованной деятельности как театр картинок (фланелеграф). Это один из самых доступных восприятию детей, понятный и любимый вид театрализованной деятельности, представляющий собой экран, обтянутый фланелью, на котором разворачивается действие с помощью вырезанных из бумаги фигурок. Этот театр младшие школьники имеют возможность нарисовать и вырезать самостоятельно. Это способствует развитию мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного мышления и др.
Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Они помогают организовать коллективную работу в классе. Смотря на действия партнера, ученики часто удерживают внимание на действиях сверстника, наблюдают за ними, помогают. Таким образом, у них развивается речь, невербальное общение. Данный вид театрализованной деятельности способствует тому, чтобы дети учились уступать друг другу, находить компромисс, понимали, что нельзя действовать силой.
В начальных классах процесс театрализованной игры базируется на первоначальном восприятии художественного литературного произведения с дальнейшим воспроизведением содержания, которое предполагает следующие уровни:
- Исполнительный (включает в себя инсценировки и театрализованные представления);
- Творческо-импровизированный (включает в себя всевозможные игры по сюжетам произведений и игры — драматизации).
Особое внимание уделяется методу театрализации, поскольку он развивает у учеников не только умение воспринимать и запоминать информацию, а формирует крайне важную способность творческого переосмысления и передачи усвоенной информации.
Процесс театрализации подразумевает полное взаимодействие учеников с педагогом, ведь он выступает в роли главного режиссёра и зрителя, ученики прислушиваются к его замечаниям и указаниям, сами обращаются за помощью, в результате чего отношения между учениками и учителем становятся более близким, поскольку школьники учатся доверять своему наставнику, что в дальнейшем будет проявляться не только при постановке сцен, но и на классических уроках.
Выявив значимые черты театрального действия как метода обучения, можно выявить более краткое определение: театрализация — это внедрение в педагогический процесс важнейших коммуникационных, эстетических, выразительных и воспитательных средств театра для достижения целей обучения.
Использование элементов театрализации на уроках и во внеурочное время гармонично сочетает атрибуты театрального искусства. Здесь особенно важно то, что акцентируется внимание на особенностях формулирования предложений для чёткой передачи информации, мыслей и эмоций. Также элементы театрализации сочетаются с самим педагогическим процессом, который подразумевает коллективность, постоянное педагогическое руководство и распределение ролей. Урок с элементами театрализации позволяет ученикам почувствовать себя более уверенными, инсценировка расценивается ими как возможность проявить себя, отличиться на фоне остальных и самоутвердиться. Школьники осознают ответственность и вдохновляются тем, что преподаватель им доверяет, что их ценят и принимают по достоинству.
Таким образом, можно заключить, что социально-коммуникативные навыки активно воздействуют на процессы познания и взаимодействия личности с другими людьми, а также обеспечивают успешную социальную адаптацию, на основе коммуникативных навыков происходит совершенствование имеющихся коммуникативных способностей и появление новых, а также приобретается определенный стиль межличностных отношений. Театрализованная деятельность является эффективным средством совершенствования социально-коммуникативных навыков младших школьников. Положительной стороной данной деятельности является то, что её можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время.
Литература
- Мудрик А.В., Никитская Е.А. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность/ А.В. Мудрик, Е.А. Никитская // Образование. Наука. Научные кадры. – 2021. — № 2. – С. 224-230.
- Никонова Н.И. К проблеме содержания понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе / Н.И. Никонова // Природные ресурсы Арктики и субарктики. – 2010. — № 1. – с. 70-74.