Бездорожева Диана Федоровна,
учитель начальных классов
Школы № 806 города Москвы
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить
Марк Львовский.
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает,
а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
Михаил Аркадьевич Светлов
Быть родителями так здорово и так сложно! Переживаешь за здоровье детей, за их эмоциональное, психическое и интеллектуальное развитие. Всегда так хочется дать ребенку все самое-самое лучше, защитить его от превратностей судьбы, боли и несправедливости.
И вот настает год, когда малыш должен пойти в 1 класс… Как же страшно отпустить свое чадо в плаванье по бескрайнему морю под загадочным названием «Школа»! Как хочется, чтобы малыш достиг новых берегов под руководством опытного капитана, который направит, поможет, поддержит, станет опорой и маяком, светом и путеводной нитью для своего ученика. Но как же выбрать его среди многих? Как понять, кто же станет ТЕМ САМЫМ капитаном?
Конечно, можно положиться на интуицию и материнское сердце. Но попробуем подойти к вопросу более рационально и составить некий алгоритм, который может пригодиться при выборе первого учителя.
1. Для начала необходимо найти ту школу, в которую вы собираетесь отправить ребенка учиться.
Для этого изучите учебные заведения района: малышу «началки» все-таки важна близость школы к дому. Стоит обратить внимание на рейтинг образовательного учреждения, на материально-техническую базу школы, наличие подходящих именно вашему малышу кружков и секций на территории выбранного учебного заведения.
Обязательно изучите официальные сайты школы и отзывы родителей в социальных сетях – в неформальной обстановке интернет-пространства порой можно найти очень полезную информацию, о которой никогда не узнаешь в официальном источнике.
2. Если вы определились со школой, то следующим этапом стоит понять, по каким программам «началки» работает выбранное учебное заведение. Их достаточное количество. Каждая со своими особенностями, которые стоит учитывать.
3. И, наконец, третий, самый важный этап выбора – определение «своего» учителя.
По моему глубокому убеждению, основанному на опыте работы учителем начальной школы, по наблюдениям за первоклассниками и их наставниками, именно выбор учителя наиболее важен из всех трех пунктов, о которых я писала ранее.
На что же стоит обратить внимание? С чего же начать неопытному родителю, впервые столкнувшемуся с данной проблемой выбора?
Во-первых, изучить официальные источники. Прежде всего – это сайт школы, на котором в обязательном порядке представлена информация о всех работающих в ней педагогах.
Обратите внимание на опыт работы учителя, на его квалификационную категорию (чем она выше, тем педагог более высокого профессионального уровня), на результат прохождения учителем независимой диагностики (для Москвы- диагностики Московского центра качества образования).
Также важно оценить уровень образования педагога, его заинтересованность в саморазвитии: прохождение учителем тематических курсов повышения квалификации, получение дополнительных высших образований и ученой степени.
Не лишним будет взглянуть на те награды и грамоты, которые получал учитель по результатам своей работы, а также на результаты участия педагога и его учеников в конкурсах, олимпиадах и иных значимых мероприятиях.
Это все поможет вам понять, с кем вы будете иметь дело на протяжении ближайших 4 лет. Ведь ваш ребенок потенциально тоже может оказаться среди тех ребят, которые участвуют в городских, школьных и муниципальных мероприятиях. И если вам важен это аспект учебы – как раз по официальной информационной карте учителя вы можете спрогнозировать с высокой долей вероятности, как будут развиваться события с участием уже вашего малыша.
Обязательно посмотрите информацию о выбранном учителе в интернете. Для этого попробуйте воспользоваться любым из поисковиков, в который достаточно внести фамилию, имя, отчество, город проживания и номер школы, в которой он трудится.
Если открытыми будут личные странички социальных сетей педагога, вы сможете узнать о его круге интересов, вкусах и взглядах на жизнь. Насколько они близки вашим?
«Сарафанное радио» … Ох, уж эти задушевные беседы мам и бабушек на детских площадках, в раздевалках детских садов или коридорах поликлиник… Сколько там было «перемыто косточек» «МарьИваннам» из соседней школы. Но прислушиваться к ним, а тем более – поучаствовать в беседе – вполне себе неплохая практика.
Среди беседующих мам могут вполне оказаться те, чьи дети ранее учились у выбранного педагога. Они могут «из первых рук» поведать о «плюсах» и «минусах» вашего выбора. Но прислушиваясь к советам «бывалых», всегда нужно помнить о субъективности подобных оценок: что для одних – «злой», для других может оказаться «строгий и требовательный».
В выборе учителя очень помогает посещение дошкольником курсов «Будущего первоклассника», где малышей учат именно те педагоги, которые в скором будущем становятся классными наставниками. Даже несмышленый (по меркам взрослых) ребенок способен оценить степень своего комфорта и уровень подачи материала педагогами («понимаю»- «ничего не понимаю», «интересно» — «не интересно» и т.д.). Обычно малыши уже через пару месяцев четко понимают, к какому учителю они хотят идти, а какой им психологически некомфортен.
Отлично, если при формировании классов в школе учитель и будущие ученики проходят психологическое тестирование на совместимость темпераментов. Это помогает уменьшить риск ошибки создания «конфликтных классов», где сталкиваются слишком разные по своей сути люди.
К сожалению, внедрение психологического профилирования классов задача сложная, но я искренне верю, что за этим направлением будущее.
Выбор всегда сложен. А выбор будущего учителя для первоклашки во многом определит путь ребенка не только на ближайшие четыре года, но и на всю жизнь. Пусть он будет правильным! Пусть все сложится. Пусть каждый ученик найдет своего самого лучшего, надежного, настоящего Учителя с большой буквы.