Бурцева Марина Сергеевна — учитель-логопед
Школы № 1359 им. авиаконструктора М.Л. Миля
города Москвы
Лавникевич Ксения Геннадьевна — учитель-логопед
Школы № 1359 им. авиаконструктора М.Л. Миля
города Москвы
В век компьютерных технологий дети с раннего возраста погружены в виртуальный мир. В результате этого возникает дефицит сенсорных ощущений, особенно это заметно у детей с речевыми нарушениями. Поэтому мы уделяем большое внимание возможности детей получать этот опыт на логопедических занятиях.
В дошкольном возрасте у детей активно развивается наглядно-действенное мышление, и следом за ним – наглядно-образное, т.е. формируются способности сначала воспринимать и познавать предметы реального мира в практической деятельности, а затем появляется умение оперировать сформированными образами без выполнения реальных действий.
Чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в дошкольном возрасте, включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов, а использование предметных игр – это упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств. Манипулируя предметами, дошкольники учатся располагать их в пространстве и относительно себя, что способствует развитию кинестетического восприятия и восприятия собственного тела. Сенсорный опыт составляет фундамент психического и речевого развития ребенка, который необходим для дальнейшего успешного обучения.
В своей работе по формированию речи мы активно используем миниатюры реальных предметов окружающего мира. Постепенно нам удалось подобрать и объединить их по тематическим группам и развивающим блокам. Каждый блок включает в себя материал, направленный на развитие различных компонентов речи: звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматического строя. Материал представлен следующими предметами: фигурки людей разного возраста и профессиональной принадлежности, зверей, птиц, насекомых, цветов, разные виды транспорта, мебели, посуды, инструменты, а также разнообразный природный материал: шишки, каштаны, перышки, желуди, колоски, камушки и листья.
Применение такого подхода к обучению помогает создать у детей целостное представление об окружающем мире.
Например, в рамках изучения лексической темы «Посуда» дети знакомятся с самими материалами, из которых она изготовлена, обучаются их сравнению как визуально, так и тактильно. Но главной целью логопеда в данной работе является формирование навыка словообразования: относительных прилагательных (дерево – деревянный, металл – металлический, пластик – пластиковый и т.д.), уменьшительно-ласкательных форм существительных (чашка – чашечка, кастрюля – кастрюлька, стакан – стаканчик, нож – ножик – ножичек), приставочных глаголов (нарезать, отрезать, разрезать), а также практическое использование предложно- падежных конструкций (ложка, ложку, с ложкой, в ложке).
Дошкольники учатся устанавливать семантическую связь между непроизводными и производными словами одного словообразовательного гнезда (соль – солёный, солонка, солить, посолить, пересолить; хлеб – хлебный, хлебцы, хлебница, хлебопечка, хлебушек).
Во время таких занятий происходит не только пополнение лексического запаса, но и проводится обучающая работа по формированию ассоциативных связей между словами (кастрюля – варить, сковорода – жарить и т.д.).
В практической деятельности дети учатся дифференцировать слова, обозначающие визуально и ситуативно близкие предметы и действия (графин – кувшин, дуршлаг – сито, мыть – чистить, лить – наливать — выливать – поливать), подбирать антонимические пары слов с ярко выраженными дифференциальными признаками (глубокая тарелка – мелкая тарелка, узкое горлышко – широкое горлышко), находить смысловые аналогии (сок – стакан, суп – тарелка), устанавливать причинно-следственные связи (яйцо – цыплёнок – курица).
Одним из основных направлений в работе логопеда является формирование правильного звукопроизношения. Длительный процесс постановки и автоматизации поставленных звуков утомляет детей, снижается мотивация. Применение игрушек позволяет превратить монотонный процесс в увлекательную игру (для каждого артикуляционного упражнения есть своя игрушка, а на каждую группу звуков подобран целый комплект).
Известно, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте, а также основной формой работы является игра. Использование предметного моделирования способствует созданию игровой атмосферы, повышает у детей активный интерес к занятию, удерживает их внимание, помогает усваивать модели практического применения. Манипулируя предметами, детям проще запоминать стихотворения, ускоряется процесс запоминания.
В игровой форме дети обучаются операциям сравнения путем выделения основных признаков, учатся составлению описательных рассказов, могут самостоятельно продолжать предложенную сюжетную линию или создавать собственные сюжеты. Таким образом, развивается связная речь.
В результате использования такого подхода к коррекционно-развивающему обучению дети показывают высокие результаты речевого развития, что позволяет им стать гармоничными личностями.