Сорокин П.А.,
заведующий сектором МЦРКПО
Какой будет новая реальность в информационном пространстве после пандемии? Какие угрозы для несовершеннолетних обострились в период дистанционного обучения и самоизоляции? Как изменилось поведение школьников в публичном поле за последние два месяца?
Разрабатывая курсы по защите детей от социальных и технологических угроз в Интернете, никто, включая авторов курса, не мог предположить, что цифровизация образования и переход на онлайн-инструменты обучения уже через полгода превратятся из среднесрочной перспективы в повседневную реальность.
Тогда, в начале 2019-2020 учебного года, курс «безопасного Интернета» должен был стать одним из ключевых элементов подготовки работников столичных школ к работе в новой образовательной парадигме, предполагающей широкое использование информационных технологий в школьном обучении. Знакомство с основными инструментами обеспечения безопасности учителей, учеников и вычислительной техники было неотъемлемым базовым элементом этой парадигмы, а на её внедрение даже самые оптимистичные эксперты отводили не менее десяти лет.
И никто – ни в российской системе образования, ни за рубежом, не мог тогда предположить, насколько радикальные изменения внесёт в эти планы коронавирус. Пандемия и введённый в связи с ней режим самоизоляции сделали перспективные прогнозы повседневной реальностью, и обучение методам защиты от ключевых Интернет-угроз начало проходить в условиях, «приближенных к боевым».
Кибермошенники немедленно отреагировали на всеобщий переход на удалённый режим работы – количество преступлений в сфере IT в первые же три недели карантина выросло почти на 200%, число зафиксированных фактов Интернет-хулиганства – на 300%.
Также самоизоляция сказалась и на росте агрессии в молодёжной среде. Так, по данным Общественной палаты РФ, с начала апреля в российском сегменте Интернета количество эпизодов кибербуллинга выросло на 40% по сравнению с февралем и мартом 2020 года.
Никуда не ушла и проблема со школьными стрелками, хотя казалось бы – школы закрыты и угроза исчезла. Только за март-июнь 2020 года Федеральная служба безопасности задержала нескольких подростков, готовивших нападения на образовательные учреждения в Вологодской, Тюменской, Красноярской и Саратовкой областях.
Способность противостоять этим угрозам стала актуальным и необходимым умением для управленческих команд образовательных учреждений.
Сегодня обучение руководителей школ активно развивается в столице, где Московский центр развития кадрового потенциала образования при поддержке Медиасовета НСБ России разработал специальные курсы с практическими алгоритмами выявления и работы с актуальными информационными угрозами.
Мнения представителей управленческих команд о курсе:
Сергей Астахов, директор Школы №1945 «Синяя птица»
«Может запретим детям плавать в бассейне? реке? море? Ведь могут утонуть. Или запретим ходить в лес. Там много опасностей: заблудятся, ягоду ядовитую или гриб плохой попробуют. Да мало ли что! Запретим… «Он о чём? Он нормальный?» — слышится мне. Вот и я думаю, о чём говорят те люди, которые предлагают запретить детям использовать гаджеты, выходить в Интернет. Ведь опасно. Но мы, люди, придумали правила безопасности поведения на воде, в лесу. Сегодня дети «живут» в Интернете, ходят гулять с друзьями не во двор, а в социальные сети. Это для них «лес», «вода». Так научим их правилам поведения: избегать виртуальной травли, не общаться со взрослыми незнакомцами, избегать фишинговые сайты, надёжно хранить персональные данные и осторожному поведению в Интернете.
Задача управленческой команды и абсолютно всех участников образовательного процесса со стороны школы — уметь видеть угрозы, распознавать их, обращать внимание на мелочи и детали, знать, куда обратиться за помощью в случае необходимости и как действовать в критической ситуации.
Вместе с коллегами из МРСД №22 посетили занятия курсов по информационной безопасности, на которых нас учили через работу в командах, в дискуссиях, разбирая кейсы видеть информационные угрозы, предупреждать их.
Спасибо коллегам из МЦРКПО за организацию и проведение курсов по защите детей от информационных угроз и безопасному использованию сайтов в сети — в эпоху цифровизации образования, это востребованная практика, которой необходимо делиться и с педагогической командой, и с родителями».
Ксения Силиванова, директор Школы №17
«Ужасная статистика жертв среди детей и подростков от вредоносных сайтов и злоумышленников в сети реально пугает, настораживает и заставляет школы уделять этому вопросу максимум внимания. Какие существуют виды информационных угроз, как от них защитить детей максимально эффективно, как выбрать безопасные ресурсы при поиске информации, как определить ценность сайтов для детей, родителей, учителей — об этом и многом другом директора школ и заместители узнают на курсах МЦРКПО!. Занятия проходят интересно, по модели смешанного обучения, интерактивные лекции чередуются с активными практиками».