Участники Клуба полезного досуга познакомились с разносторонней личностью первого российского императора Петра Первого и масштабными петровскими реформами, затронувшими все сферы жизни российского общества.
2 марта в Государственном музее истории российской литературы им. В.И. Даля прошло заседание «Культурные реформы Петра I от А до Я». Посетители познакомились с выставкой «Пётр I. Новая азбука. История в писаниях, кунштах и ваяниях», которая представляет петровскую эпоху через созданную при Петре I гражданскую азбуку и гражданский шрифт.
Особенность выставки – соединение раритетных экспонатов, гравюр, картин, книг, предметов быта и работ современных художников, арт-объектов, посвященных личности и эпохе Петра Великого. Среди экспонатов на выставке представлены редкие издания: «Притчи Эссоповы» 1700 года, сборник гербов и девизов «Символы и эмблемата», который Тургенев назвал в «Дворянском гнезде» «таинственной книгой», походная печать «Я ученик и ищу себе учителей», с которой Пётр I путешествовал за границей под именем Петра Михайлова, первый учебник по этикету «Юности честное зерцало» и многое другое.
Побывав в «великом посольстве» в Европе, Пётр I окончательно убедился в необходимости проведения реформ, в том числе вынес идею реформирования азбуки. Император считал необходимым развитие наук, воспитание юношества, культуры чтения, уделял пристальное внимание образованию, при нем были созданы школы нового типа.
Проведение реформы азбуки было связано с потребностями государства, нуждавшегося в большом количестве обученных и специалистов. Достижению этих целей мешало слабое развитие книгопечатания, ориентированного преимущественно на распространение церковной литературы. Алфавит, пришедший на Русь вместе с христианской письменностью, сохранял свои архаичные черты. Поэтому в ходе реформы изменился как состав алфавита, так и форма букв.
На выставке представлены первые учебники, набранные гражданским шрифтом. Показательно, что первой книгой, напечатанной в 1708 году гражданским шрифтом, стала «Геометрия словенски землемерие» – перевод распространенного в Европе учебника по геометрии – науке, которой интересовался сам Петр.
Одна из частей экспозиции посвящена отражению личности императора и петровских реформ в трудах исследователей и писателей. Образ Петра Первого занимал центральное место у Ломоносова. Особое место петровская тема занимала в творчестве Алексея Толстого, автора романа «Петр Первый».
По окончании экскурсии заведующая отделом музейных проектов Ольга Гартман и менеджер музейных проектов, куратор и ведущая музейных программ Гослитмузея Людмила Калашникова представили более 10 экспозиций музея, созданных для разных возрастных категорий школьников. Вместе с участниками Клуба они обсудили вопросы посещения музеев со школьными группами, интересные форматы сотрудничества и высказали предложения по улучшению качества проведения групповых экскурсий.
Участниками заседания в Гослитмузее стали не только учителя русского языка и литературы, но и начальных классов, музыки и других предметов. Каждый учитель открыл для себя новую информацию, которую планирует использовать на своих занятиях.
Учитель русского языка и литературы школы № 1158 Марина Кравцова:
«Клуб полезного досуга для меня – это просто открытие. Я очень благодарна участникам клуба, своим коллегам, и организаторам. Это уже вторая моя экскурсия. На экскурсии нам показывают, как мы можем применить те или иные знания на практике. Для учителя это очень полезно, важно, нужно, здесь узнаешь много нового, расширяешь свой кругозор, обновляешь знания. Во время экскурсии и в процессе обсуждения ты понимаешь, как можно применить новые знания во время урока, подать материал своим ученикам. Сегодняшняя экскурсия – просто кладезь, она интересна учителям русского языка и литературы, историкам, учителям музыки и даже биологии. Поскольку я еще преподаватель церковнославянского языка, мне интересно посмотреть на эволюцию языка, его историю и потом рассказать об этом детям, заинтересовать их. Важно, что мы общаемся друг с другом, создается среда профессионального общения для педагогов, новых контактов и связей. Этот опыт полезен, собираюсь и дальше участвовать в работе Клуба».
Учитель музыки «Академической школы № 1534» Александра Гладышева:
«Этот замечательный Клуб развивает меня как педагога. Я знакомлюсь с интересными людьми, расширяю свой кругозор. Мне очень понравилась экспозиция, великолепная экскурсия. Экскурсовод доступно, ярко, образно подал материал. Кроме того, я вынесла для себя много полезного: например, для уроков во 2-3 классах я могу рассказать историю о Петре I, что оказывается, один из этапов его образования был связан с музыкой. Петр пел в церковном хоре. Он очень любил канты, старинные музыкальные инструменты, которые привозились из Европы. Их можно и сейчас услышать в Москве».