Стартовало обучение кандидатов на новую должность — советника по воспитанию директора школы. Это программа повышения квалификации «Деятельность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями», которая проходит в гибридном формате: практические навыки осваиваются на пятидневных выездных сессиях в форме командной игры, теория преподается онлайн.
В течение пяти дней выездной сессии участники словно погрузились в детство – их разбили на отряды, с которыми работали тренеры Корпоративного университета. Все, как когда-то было в летнем лагере, даже «свечка», на которой, собравшись вместе, участники рассказали о себе и делились эмоциями и итогами дня. Будущие советники по воспитанию прошли разностороннее обучение: коммуникативные тренинги, приняли участие в ситуативных квестах, спортивных играх, организовали театральный фестиваль. По итогам сессии участники усовершенствовали личностные компетенции, навыки публичного выступления, управления конфликтами, а также овладели дополнительными знаниями в игропедагогике и организации коллективной творческой деятельности. В конце программы – аттестационная работа, каждый отряд представляет проект летней смены для детей на пять дней.
Участников выездной сессии приветствовал заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Антон Молев.
«Ребенок находится в центре нашей системы воспитания. Мы влияем на процесс его становления. От того, как организована образовательная и воспитательная среда, во многом зависит его будущее. Мы должны найти инструменты и способы для передачи значимых ценностей. Это индивидуальный процесс. Что касается Москвы с ее пространствами и организацией школ – крупные образовательные холдинги подразумевают наличие советников в каждом подразделении, то есть команду, которая будет выстраивать взаимодействие и обмен опытом. От нас с вами зависит, какой может стать Москва для подростков, какие есть уникальные предложения для его поддержания его интересов», − подчеркнул Антон Молев.
«Мы планируем обучение порядка 1500 советников, инициирующих воспитательный процесс. Разработан функционал советников, согласно которому они будут реализовать воспитательные проекты, взаимодействовать с Российским движением детей и молодёжи «Движение Первых», взяв за основу федеральный опыт. В Москве организовано формальное и неформальное обучение, мы будем проводить встречи, мастер-классы. Главная цель появления в школе советника по воспитанию – вырастить из наших детей достойных граждан, жителей города, чтобы каждый из них выбрал свою профессиональную траекторию и приносил пользу обществу», – подчеркнул начальник Управления координации воспитательной работы, дополнительного образования и профилактики правонарушений Департамента образования и науки города Москвы Николай Антонов.
Новая должность подразумевает новые подходы. Воспитательный процесс на уровне школы требует фокусироваться не только на ребенке, но также на педагогах и родителях.
Начальник управления организационно-методического обеспечения Росдетцентра Анна Зассеева пояснила: «Советник модернизирует воспитательную среду образовательной организации. Он проводит ее анализ для понимания того, что поддерживать и развивать. Ему важно научиться выходить за рамки своей организации и наблюдать за деятельностью коллег в других школах, в других регионах. Необходима консолидация родительского, педагогического и детского сообщества. Важно создавать пространство для детских инициатив, которое будет точкой притяжения. Речь идет о развитии и поддержки школьных клубов, театров. Философия воспитания совершенствуется, мы пересматриваем традиционные подходы, но не меняем их, а адаптируем к современному ребенку».
Актуальность программы связана с запросом на формирование насыщенного событийного воспитательного пространства образовательной организации.
Заместитель директора Корпоративного университета московского образования Екатерина Мисожникова отметила: «В программе, обучение по которой проходят финалисты конкурса «Навигаторы детства», представлены принципы вовлечения детей в социально-полезную деятельность, основы организации коллективных творческих дел, механизмы разработки плана коммуникаций для продвижения детских общественных объединений и детского самоуправления. Содержание программы ориентировано на освоение современных инструментов воспитательной деятельности, развитие профессиональных компетенций советника директора школы по воспитанию. Крайне важным является погружение будущих советников в активную деятельность по созданию визиток отрядов, участие в квестах, тренингах. Именно такой подход способствует «проживанию» функционала советника и раскрытию потенциала для дальнейшей работы с обучающимися».
Во время выездной сессии будущие специалисты овладели секретами публичного выступления. Советник должен быть уверенным и гибким профессионалом, его должны отличать грамотная речь, эмоциональность, способность хорошо играть с речью и аудиторией, быть содержательным. Он должен научиться вызывать эмоции и интерес аудитории, владеть техникой метасообщений. То есть тем, что люди воспринимают на бессознательном уровне. Сюда относятся поза, которая должна быть открытой, жестикуляция, интонации.
На протяжении рабочей недели будущие советники приобрели новый опыт и полны энтузиазма перед началом новой интересной работы.
Ариана Бражкина, школа № 1515:
«Один из тренингов был посвящен ораторскому искусству. Нам рассказали про основные аспекты, на которые нужно обратить внимание при публичном выступлении, такие, как голос, жест, мимика, речь, внешность. Многое для себя почерпнула. Считаю необходимыми и полезными такие выезды, – одно дело ты смотришь и изучаешь курс публичного выступления в формате видеолекций, и совсем другое – осваиваешь эти навыки на практическом опыте, когда нужно самому выходить на публику и проживать эти моменты».
Антон Антонов, школа № 507:
«Выездной формат обучения очень полезен. Благодаря ему мы можем абстрагироваться от текущих рабочих и бытовых моментов и погрузиться в ту атмосферу, в которой мы должны находиться. Так мы сможем наиболее детально и красочно запомнить информацию, которую здесь получаем. В том числе очень важны общение и знакомства с коллегами, мы можем почерпнуть тот опыт, которого у нас не было раньше. Нам рассказывали о значимости советника в школе. Нас обучали риторике умению подать себя как докладчика через внешний вид и продуманный образ, притянуть внимание аудитории».