20 столичных педагогов, прошедших в финал конкурса, представили актуальные образовательные методики, рассчитанные на интерактивное обучение детей.
9 и 10 марта в стенах Корпоративного университета московского образования состоялся полуфинал номинации «Воспитатель года Москвы». Это одно из направлений конкурса «Педагоги года Москвы», где специалисты дошкольного образования демонстрируют свои учебные и творческие наработки. В финал конкурса из 60 полуфиналистов прошли 20 воспитателей, музыкальных руководителей и физкультурных инструкторов. Члены экспертной группы оценивали участников по разным критериям, в том числе по их умению выступать перед аудиторией.
«Но самым важным была и остается ориентированность педагогической находки на ребенка — главного героя и цели образования. Именно работы, которые демонстрируют понимание внутреннего мира ребенка и нацелены на становление его как личности, вышли в финал. За эти два дня мы увидели много талантливых выступлений, познакомились с педагогическими находками, многие из которых, я уверена, станут применяться в дошкольном образовании для воспитания и развития наших детей», — отметила Маргарита Русецкая, директор Корпоративного университета московского образования.
На конкурсе воспитатели демонстрировали, насколько их система позволяет раскрыть творческий потенциал у детей, до какой степени методика подразумевает интерактив и гибкость, участвуют ли воспитанники в создании игрового и творческого сценария. Педагоги представили проекты на такие актуальные темы, как работа с детьми, для которых русский язык не родной, и инклюзивное дошкольное образование для малышей с ОВЗ, в частности с задержкой речевого развития.
Экспертами конкурса стали специалисты в области дошкольного образования, в том числе методисты и воспитатели детских садов. Члены жюри, победители и лауреаты конкурсов профессионального мастерства прошлых лет поделились впечатлениями и рассказали, какие педагогические проекты их порадовали в этом году.
Лауреат этой же номинации в 2020 году, председатель экспертного совета первой группы конкурсантов, старший методист школы № 236 Светлана Тулайкина отметила:
«У новинок этого года есть “голос” ребенка и среда, в которой отражен этот “голос”, — это значит, что все чаще педагоги включают воспитанников в управление образовательной деятельностью. Мы, педагоги, не даем готовых ответов, мы вместе с детьми находимся в поиске тех форм и средств, которые отражают их в игровом и образовательном процессах. В работах участников мне понравилось использование мнемотехники — это дидактические альбомы, карточки, которые педагоги совместно с детьми заполняют и придумывают по ним рассказы».
Своими впечатлениями поделились участники полуфинала.
Анна Кельцева, воспитатель дошкольного отделения школы № 534, сообщила:
«В профессии я уже 10 лет и в третий раз участвую в конкурсе профессионального мастерства. Я разработала дидактический альбом, который помогает мне в работе при использовании технологии “Ситуация”, созданной Людмилой Петерсон. Для того чтобы систематизировать работу, для каждого занятия требуется огромный запас демонстрационных раздаточных материалов. Для их систематизации я создала альбом из четырех страниц, каждая из которых представляет собой этап. Первый — мотивация детей, кто и что должен сделать. Второй — поисковый, далее самый большой этап — практический. Последний этап — рефлексивный, когда дети поднимают карточку с веселым или грустным эмодзи и говорят, что они думают о занятии, понравилось оно им или нет».
Анастасия Златина, воспитатель школы «Бибирево» рассказала:
«Игры и занятия детей в микрогруппах позволяют ребенку проявлять самостоятельность. Социо-игровая технология, по которой я работаю, развивает навыки социализации, коммуникации у воспитанников, а также позволяет мне быть равноправным партнером для детей. На любых этапах занятий я использую игровые приемы. Например, нам нужно разделиться на группы, и я предлагаю собрать разрезную открытку. Дети по кусочкам складывают ее и объединяются в команды, что позволяет им воспринимать этот этап как их самостоятельно принятое решение».
Воспитатель школы № 1504 Елена Зайцева поделилась:
«Моя педагогическая находка — это технологические карты, когда от чтения мы переходим к различным видам деятельности. Моя цель — привить детям любовь к книгам. Мы читаем, а за чтением следует интерактивная игра. Я приучаю детей к тому, что не воспитатель, взрослый человек — источник всех знаний, к которому можно подойти и что-то спросить, — а книга. И дети обращаются к ней как к первоисточнику. Наша любимая книжка — “Что такое хорошо и что такое плохо”. Мы ее часто открываем в случае конфликтов. Когда говорят, что дети не интересуются чтением, это неправда. В моей группе у воспитанников излюбленный уголок — книжный».
Илона Котляр, воспитатель школы № 338 подчеркнула:
«Я представляю педагогическую находку, которая предполагает в организации образовательного процесса использование цифровых продуктов, созданных с участием детей. Например, это видеоролики, видеоэкскурсии, авторские семейные проекты по интересам детей и родителей. Дети становятся актерами, блогерами, авторами, сценаристами, режиссерами. Темами видеороликов могут быть и кулинарная мастерская, когда дети дома что-то готовят, и рисование, и лего-моделирование. Кроме того, у нас есть такой формат, как телемост, — это прямой эфир со старшими друзьями — учениками школы, когда часть занятия у дошкольников проводят они».
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В течение всего года проходят мероприятия, направленные на повышение престижа профессии учителя и поддержку педагогов, преподавателей дошкольного, дополнительного и среднего профессионального образования. Педагоги могут поучаствовать в профессиональных конкурсах, конференциях и форумах. Среди ключевых мероприятий в столице — конкурс «Педагоги года Москвы», X Педагогический форум и большой праздничный концерт в Государственном Кремлевском дворце.
Кроме того, в этом году исполняется 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. В честь этого праздника также запланированы масштабные мероприятия.