Они стали победителями и призерами номинации «Сердце отдаю детям» конкурса «Педагоги года Москвы».
С 15 по 17 марта прошел финал номинации «Сердце отдаю детям» в рамках конкурса профессионального мастерства «Педагоги года Москвы». В трехдневных выездных соревнованиях за звание победителя боролся 21 педагог дополнительного образования школ и домов творчества. Оператором соревнования стал Корпоративный университет московского образования столичного Департамента образования и науки.
«Дворцы творчества, кружки и секции в школах — это про интерес детей. Сюда приходят мальчишки и девчонки, у которых загораются глаза и замирает сердце, от того, что они делают. И педагоги дополнительного образования должны быть такими – с горящими глазами и сердцем, иначе как они поведут за собой ребят, если они не увлечены своим делом и не готовы заражать своими идеями других. Вы, педагоги дополнительного образования, делаете очень важную вещь — вы мотивируете детей, которые приходят потом в школу с желанием учиться, с установкой «могу и хочу»», — сказал Александр Тверской, заместитель руководителя Департамента и науки города Москвы.
«Цель нашего конкурса — открытие новых звезд на горизонте дополнительного образования. Важно собрать вместе специалистов из разных сфер, будь то театральное искусство или спорт, и дать им возможность обмена опытом, взаимодействия, чтобы педагогические находки в одной области могли применяться в другой. В сфере дополнительного образования огромное значение играет метапредметность», — подчеркнула директор Корпоративного университета Маргарита Русецкая.
Конкурс «Педагоги года Москвы» проходит в рамках Года педагога и наставника, который объявлен в России в 2023 году. Номинация «Сердце отдаю детям» — новая номинация этого года. Участие в ней принимают педагоги дополнительного образования. Соревнование объединило педагогов разных направлений — художественного, естественно-научного, туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного, социально-гуманитарного, технического, а также специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Среди участников были руководители спортивных секций, детских театров, художественных и музыкальных студий, туристических клубов, мультимедийных кружков.
«Такой конкурс для педагога дополнительного образования – это всегда личностный рост. Возможность показать себя, пообщаться с коллегами и, самое главное, познакомиться с новыми технологиями работы с детьми, которые он сам, возможно, еще не использует, а теперь возьмет себе на вооружение. Мы увидели метапредметное представление конкурсантов о своей педагогической деятельности и деятельности коллег, каждый смог проявить себя», — отметила Надежда Куранина, руководитель Дворца творчества детей и молодежи им. А. П. Гайдара, председатель Московского регионального отделения Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», член Большого жюри.
«Наша задача – выбрать людей не только профессионально подкованных, сильных в своем направлении, но людей с широким кругозором, знающих нормативные документы в части дополнительного образования, тех, кто может генерировать идеи. Харизматичных и способных заражать, вдохновлять своим азартом остальных. Наша задача – найти лидеров. Победители должны стать примером и наставниками для других педагогов», — считает Ирина Анурова, директор школы №1252 имени Сервантеса, член Большого жюри.
Победителем конкурса стал Алексей Яковлев, педагог дополнительного образования Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма. Преподаватель с 22-летним стажем работы вместе с детьми проводит экологические экспедиции и проектно-исследовательские работы в разных местах страны, от природного парка «Тушинский» до музея-заповедника «Куликово поле».
«Наш проект был посвящен разработке учебно-игрового пространства для экологического воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Необходимо было сформулировать перечень экологических навыков, которые могут быть доступными для освоения этой категорией ребят. Важно не просто представить проект, а распространить идею в других педагогических коллективах, поскольку я хотел бы сделать базовое экологическое образование доступным абсолютно для всех детей, используя имеющиеся у нас образовательные ресурсы», — рассказал Алексей Яковлев.
По словам участников, испытания помогли развить и продемонстрировать как профессиональные навыки, так и личностные качества: коммуникабельность, умение слышать собеседника, открытость, способность захватить внимание аудитории. Педагоги затрагивали актуальные темы: укрепление семейных ценностей и проведение занятий выходного дня для детей с родителями, обучение и воспитание детей в новых субъектах страны, экологическое образование.
Призерами номинации «Сердце отдаю детям» стали: Алена Белева, Вадим Романов, Андрей Задубровский (Московский дворец пионеров образовательного комплекса «Воробьевы горы»), Антон Суарес (Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова»), Тимофей Харкевич (Школа № 1210), Ринат Шайдуллин (Школа № 109).
«Я преподаю актерское мастерство в Театре юных москвичей. Конкурс интересен тем, что здесь есть возможность выхода за пределы своего направления, есть возможность послушать коллег из другой области. Интересно поделиться своими наработками, чтобы их можно было использовать в других направлениях. Вся наша команда с уважением относилась к идеям друг друга, была возможность услышать конструктивную критику, в целом, я очень доволен нашей группой. Для победы в таком конкурсе участнику важны умение работать в команде, слышать другое мнение, принимать критику, заниматься самоанализом и рефлексировать. Если, как в песне, ты сумеешь посмеяться над собой, мир тебе улыбнется, и все у тебя случится. В педагогике невозможно без харизмы, а в сфере допобразования особенно. Станиславский говорил, что для детей надо играть даже лучше, чем для взрослых, потому что они очень легко чувствуют фальшь. То же самое касается педагогики: ты должен увлекать, заинтересовывать детей. Чтобы они понимали, что время, которое они проводят с тобой, проходит не зря», — рассказал Андрей Задубовский.
«Я преподаю медианаправление, а именно, — детское телевидение в детской госпитальной школе, работаю в детской больнице, где дети находятся на длительном лечении по нескольку лет, это онкология, иммунология. У ребят большой запрос на телевидение, мы снимаем выпуски новостей, детские передачи про таланты, передачи про книжный мир. Мы идем к тому, чтобы в больнице появилось полноценное детское телевидение. Детям нужно интегрироваться в современный мир, когда они выйдут из больницы, у них будут навыки, которые, возможно потом пригодятся при выборе профессии. Задача проекта – вытащить ребенка из палаты в обычную школьную жизнь. Я очень сильно волновался накануне конкурса, а в процессе коллективной работы волнение как рукой сняло. Я привносил технические идеи, коллеги что-то свое. Так, совместная работа специалистов из разных областей вылилась в один общий проект. Для успеха в конкурсе важен профессионализм, любовь к детям, терпение, доброжелательность, умение идти на компромисс и харизма. Ведь педагог допобразования должен вызывать у ребенка интерес к своим занятиям», — рассказал Ринат Шайдуллин.
Среди партнеров конкурса — издательство «Просвещение», банк ВТБ, VK Образование, Учительская газета и сетевое издание УГ, образовательная платформа «Сферум», онлайн платформа «Учи.ру», Умскул и другие.
Так, приз зрительских симпатий по итогам открытого голосования в социальной сети ВКонтакте – мини-колонки «Маруся» – получили педагоги Андрей Задубовский (Московский дворец пионеров «Воробьевы горы») и Андрей Жаров (школа № 2045), от партнера конкурса VK Образование.
Главный редактор сетевое издание УГ Никита Чудин в качестве спецприза предложил Тимофею Харкевичу (Школа № 1210) вести свою колонку в издании, а также ваучер на 30 билетов от Театрального фестиваля «Школьная классика». Специальный приз от Общероссийского профсоюза образования получил Антон Суарес (Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова»).
В мае 2023 года на церемонии награждения конкурса «Педагоги года Москвы» все призеры номинации «Сердце отдаю детям» получат подарки от партнёров, а победителю будет вручен переходной кубок.
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Конкурс «Педагоги года Москвы» — одно из ключевых мероприятий этого года. Также столичных учителей ждут X Педагогический форум, большой праздничный концерт в Государственном Кремлевском дворце, различные конференции, форумы и другие мероприятия, направленные на повышение престижа профессии.
Кроме того, в этом году исполняется 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. В честь этого праздника также запланированы масштабные мероприятия.