24 марта прошло очередное заседание Клуба полезного досуга в Государственном литературном музее. Педагогов познакомили с выставкой «Михаил Пришвин: Главная книга», приуроченной к 150-летнему юбилею писателя.
Пришвин – человек эпохи Серебряного века, многогранный и разносторонний. Корреспондент, писатель, фотограф, агроном и учитель, страстный охотник. Название выставки «Главная книга» отсылает к нескольким смыслам. Это, конечно, и книги о природе, и сам дневник, который писатель вел на протяжении своей жизни и считал своим главным произведением.
Экскурсию провели экскурсоводы музея Андрей Нечипорчик и Дарья Спевякина.
Дневники наблюдателя
Толчком к ведению дневника стала история безответной любви будущего писателя. В 1902 году недавний выпускник Лейпцигского университета Михаил Пришвин отправился в Париж. Там он познакомился с Варварой Измалковой, студенткой исторического факультета Сорбонны. Писатель сразу понял, что Варвара – та самая девушка, которую он ждал столько лет. Он сделал предложение Варваре уже на третий день знакомства. Но она отказала. Они расстались, и от безысходности Пришвин записал историю своей первой любви на бумаге. Почувствовав облегчение, Михаил Пришвин продолжил писать. Так и появились на свет те самые «Дневники». С 1914 года Пришвин ведет дневники постоянно: иногда описывает недавние события, иногда возвращается в далекое прошлое, философствует.
По словам самого писателя, два события определили его жизнь – побег из Елецкой гимназии и исключение из гимназии после конфликта с учителем географии, известным публицистом Василием Розановым. «Они хотели сделать из меня хорошего мальчика. А я хотел найти свой путь к хорошему», – вспоминал впоследствии Михаил Пришвин.
«Жизнь – есть путешествие», – говорил писатель. Он был свидетелем своего времени, наблюдателем: военным корреспондентом в Первую мировую войну. После революции путешествовал как корреспондент на Дальний Восток, Соловки, по Транссибу и на строящийся Уралмаш, в Кабардино-Балкарию, Грузию, Киргизию. Каждая поездка давала импульс произведениям: после Кабардино-Балкарии появились «Кавказские рассказы», Малые Вёжи – «Неодетая весна». Из поездок на Соловки и Дальний Восток Пришвин привозит материал для своих книг «Жень-шень», «Золотой луг», «Отцы и дети», «Колобок».
На выставке много фотографий, сделанных самим писателем. Пришвин очень любил фотографировать, после его смерти осталось около 3000 негативов. «По природе я не литератор, а живописец», – писал он в дневнике. В 1905 году он впервые берет в руки фотоаппарат. Его снимки разнообразны – это и репортажная съемка событий, и индустриальный пейзаж. Стремясь показать маленького человека, Пришвин делал много портретов.
Пришвин-учитель
В 1919-1920 годах Пришвин работает учителем. Жизнь, несмотря на все тяготы, воспринималась писателем как счастливая, неслучайно название одной из его книг – «Охотник за счастьем». Личное счастье Пришвин обрел во втором браке с Валерией Дмитриевной Лиорко, которая бережно относилась к его наследию, смогла сохранить архив писателя, дневники, создала музей в их загородном доме в Дунино (Одинцовский район).
Об учительском опыте Пришвина и тех проблемах, с которыми он сталкивался, рассказали в завершающей частью заседания Клуба полезного досуга заведующая отделом Дом-музея М. М. Пришвина Яна Гришина и научный сотрудник Ирина Камышникова, которые вышли на связь с московскими преподавателями — участниками Клуба из Дунино. В своих дневниках Пришвин не только описывал свою преподавательскую деятельность и то, как строил отношения с учениками, но и размышлял, какой должна быть новая школа.
«Мне бывает приятно, когда весь мой большой деревенский класс замирает, слушая мой рассказ о борьбе человечества с пещерным медведем. Я испытываю гордость победителя, когда мужики обступают меня с просьбами принять и их детей в мою школу: “Попались, голубчики, — думаю я, — и мы, “шкрабы”, что-то значим на свете”», – делился своими воспоминаниями Пришвин в дневниках.
«Учитель – человек, который всегда учится» — участница Клуба
Участники Клуба рассказали, как они смогут применить новые знания о Пришвине на уроках с учениками.
Наталья Бородулина, учитель русского языка и литературы инженерно-технологического лицея городского округа Люберцы:
«Экскурсия мне понравилась. О Пришвине я знаю достаточно мало. Думаю, что смогу использовать полученную информацию на занятиях при создании исследовательских проектов. Если школьника заинтересует творчество Пришвина, то можно связать факты его жизни с эпохой. Это очень интересное, необычное, полезное времяпрепровождение для меня».
Анна Новожилова, учитель русского языка и литературы школы № 1637:
«Мне очень понравился рассказ экскурсовода, Пришвин открылся с совершенно неожиданной стороны. На уроках внеклассного чтения и в дополнительных заданиях я смогу использовать факты из жизни Пришвина. Я уже второй раз посещаю заседания Клуба. Считаю, что такие мероприятия для учителей важны, нужны, мы посещаем интересные места и общаемся».
Эрика Кононова, учитель русского языка и литературы школы № 1252 им. Сервантеса:
«Я впервые на мероприятии Клуба. Тот материал, который мы сегодня услышали, очень нам пригодится. В программе мы изучаем подробно Пришвина только в шестом классе — сказку-быль «Кладовая солнце». Материал в музее пригодится учителю для понимания писателя как человека и личности. Отсюда, зная его особую любовь к природе, мы будем выстраивать дорожки с учениками, чтобы прийти к пониманию идеи произведения. Узнала новые факты из его биографии. Учитель – человек, который всегда учится и готов учиться, такие мероприятия очень полезны. Здесь мы не только узнаем новое от сотрудников музеев, но еще и обмениваемся опытом с коллегами, встречаемся, что в повседневной жизни не всегда получается».