Видеоконференция на тему «Год педагога и наставника в Российской федерации: векторы развития» в рамках проекта «Взаимообучение городов» состоялась 31 марта. Свои успешные практики представили 8 городов-участников проекта. Организатором мероприятия выступил Корпоративный университет московского образования.
На пленарном заседании начальники органов управления образованием городов России рассказали о запланированных мероприятиях Года педагога и наставника на местах. Ведущие специалисты в области образования из столицы и регионов поделились опытом реализации программы наставничества, рассказали о внедрении новых интересных проектов в этом году, о повышении статуса педагога и мерах его социальной поддержки. Большинство экспертов отметили огромную роль наставника в формировании личности, профориентации, дальнейшем сопровождении педагогических работников.
Об интересном опыте работы в данном направлении рассказала Светлана Портье, Председатель Комитета по делам образования Челябинска. Здесь программа наставничества действует, начиная со сферы дошкольного образования. Каждый педагог вне зависимости от стажа, категории и должности может найти своего наставника через работающий в городе «НаставникЦентр».
«В настоящее время существенно обновилось содержание образовательных программ, меняются подходы к воспитанию подрастающего поколения. В этих условиях даже опытным педагогам и руководителям приходится учиться и перестраивать свою работу, и наставническая деятельность приобретает особую актуальность. У нас в городе создана система оказания адресной помощи педагогам. Это модель наставничества в системе дошкольного образования, которая представлена информационным ресурсом «НаставникЦентр». Его цель – создание комплексных условий, направленных на раскрытие личностного и профессионального потенциала, формирование системы поддержки каждого педагога. У нас сформирован реестр наставников города Челябинска, сегодня в него входят 300 человек, которые оказывают адресную помощь всем категориям педагогических работников», – рассказала Светлана Портье.
Год педагога и наставника помимо культурных мероприятий и конкурсов профессионального мастерства подразумевает реализацию поддержки педагогических кадров. Повышение статуса педагога – важный приоритет развития системы образования. О том, как эта деятельность ведется в городе Иваново, рассказала Елена Афанасьева, директор Методического центра в системе образования:
«Герой поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» говорил, что для счастья необходимы «покой, богатство, честь». А если посмотреть на эти три слова с позиции педагога? Мы готовим инструментарий для эффективной работы в постоянно меняющихся условиях, а для этого работаем с молодыми кадрами, проводя конкурсы, конференции, форум инноваций, марафоны идей, рассматриваем идею создания интегративного лагеря для продвижения молодых педагогов. Эти мероприятия помогают создать атмосферу покоя, придав педагогу уверенности, что он все делает правильно. Мы стараемся поддерживать наших педагогов, они участвуют в конкурсах на получение грантов, на которые ежегодно у нас уходит в среднем полтора миллиона рублей. Власти приняли решение о поддержке молодых педагогов, среди мер – снижение ипотечных ставок, ежемесячные и годовые премии в течение трех лет. Честь – это наша базовая потребность в самореализации. Педагог может реализоваться в городских профессиональных конкурсах, мы проводим КВН для педагогов «Педагогический дуэт» – очень интересная форма взаимодействия».
Тему продолжила Ольга Медведева, начальник Управления по образованию и науке администрации города Сочи, рассказав о социальной поддержке педагогических работников в регионе:
«Год педагога и наставника – хороший повод задуматься на тему поддержки института учительства. В нашем муниципальном округе учреждена социальная выплата на оплату первого взноса в размере одного миллиона рублей на приобретение жилья. Ежегодно 300 педагогов, прошедших конкурсный отбор, получают эту сумму. Премию в 100 тысяч рублей получает педагог, чей выпускник сдал единый государственный экзамен на 100 баллов. У нас существуют ежегодные премии и льготы для учителей, рассматривается вопрос о бесплатном питании и проезде. Мы понимаем, что привлечение педагогических работников в наш город связано с жилищной проблемой и приобретением недвижимости, поэтому начали проектировать два многоквартирных дома для учителей, которые будут построены к 2025 году».
Участники конференции затрагивали такие важные темы, как обучение будущих директоров школ, продуктивное взаимодействие классного руководителя с родителями. Речь также шла о личном саморазвитии, о том, как помочь учителю интересно и с пользой провести время после работы. Анна Хамардюк, начальник Центра непрерывного повышения профессионального мастерства Корпоративного университета московского образования, рассказала о Клубе полезного досуга, созданном в столице для московских учителей. Для участников Клуба проводятся познавательные лекции, экскурсии, обсуждения на разных площадках города:
«Сегодня много говорится о том, какие системы формируются, чтобы повысить статус педагога. А я поделюсь идеей создания личного пространства учителя. Задача общего образования – воспитать личность. Клуб полезного досуга, который успешно заработал у нас этом году, доказывает, что именно личное пространство нуждается в формировании сообществ и организации регулярных встреч. Люди приходят на тематические мероприятия по собственному желанию, по своим интересам. Это музеи, литературные гостиные, театры. Москва с ее огромными возможностями становится для педагогов пространством для реализации личных запросов. У Клуба полезного досуга разные партнеры, но все они заинтересованы в участии своих лучших экскурсоводов, научных сотрудников в проекте для педагогов Москвы и с большой отдачей проводят эти неформальные встречи. Этой весной учителя, принявшие участие в работе клуба, посетили Литературный музей, Аптекарский огород МГУ, издательство «Просвещение», Еврейский музей и центр толерантности. Все педагоги в один голос заявили о важности и пользе таких мероприятий, позволяющих не только расширить кругозор, но и применить полученные знания на уроках с детьми».
После пленарного заседания работа онлайн-конференции продолжалась в сессионном зале, где опытом и идеями поделились директора образовательных организаций Москвы и городов-участников проекта. К мероприятию подключились 400 человек, а свои идеи и проекты представили города-участники: Москва, Челябинск, Иваново, Саратов, Сочи, Златоуст, Когалым, Балаково.
📌 Презентации спикеров вы можете посмотреть по ссылке.