В сентябре им предстоит принять участие во всероссийском этапе конкурса профессионального мастерства.
Объявлены победители и призеры номинации «Учитель-дефектолог года Москвы» конкурса «Педагоги года Москвы». Финал проходил с 26 по 28 апреля по двум направлениям – «Учитель-логопед» и «Учитель-дефектолог», в каждом участвовало 10 конкурсантов. Оператором конкурса выступил Корпоративный университет московского образования столичного Департамента образования и науки.
Цель номинации — представление педагогическому сообществу опыта ведущих специалистов в области дефектологии и логопедии, эффективных и актуальных педагогических технологий помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, обеспечивающих высокие результаты обучения, воспитания и развития детей, обмен опытом в области инклюзивного образования, а также повышение престижа профессии учителя-дефектолога и учителя-логопеда.
Директор Корпоративного университета московского образования, председатель Большого жюри номинации Маргарита Русецкая отметила:
«Формирование и развитие профессионального сообщества — одна из главных задач конкурса профессионального мастерства. Кроме того, это великолепный институт повышения квалификации. Здесь мы можем увидеть, какие компетенции педагогов необходимо развивать. Мы также видим педагогов, готовых к роли методистов и наставников, — кадровый ресурс системы образования. Самым сложным в деятельности дефектолога является диагностическая компетенция – уметь правильно увидеть причины тех или иных нарушений у ребенка, отклонений в его развитии. Это первый шаг для того, чтобы определиться с заключением и выстроить эффективную коррекционную программу. Большую роль в формировании этой компетенции играют именно вузовские программы. Сейчас, когда идет перестройка системы высшего образования, мне кажется, что материалы конкурса будут очень полезными для создания новых программ подготовки кадров в высших учебных заведениях».
Финалистов ждало два конкурсных испытаний. Первое – мастер-класс, проходивший в форме публичного индивидуального выступления, в ходе которого педагоги демонстрировали образовательные коррекционно-развивающие технологии, методы и приемы, доказывающие свою эффективность в практической работе. Жюри оценивало выступления по таким критериям, как актуальность и методическая обоснованность представленного опыта, информационная и речевая культура, рефлексивная культура.
Второе испытание заключалось в решении кейса. Педагоги разрабатывали эффективный вариант решения проблемной ситуации, связанной со своим профилем. Критерии оценивания были следующими: точность понимания задачи, целесообразность предлагаемого решения, его актуальность и реалистичность, навыки презентации, коммуникативная и языковая культура.
Победителем по направлению «учитель-логопед» стала Екатерина Шмакова, педагог школы №1498. В ходе конкурса она представила свою педагогическую находку, связанную со здоровьесберегающими технологиями в обучении.
«Я представляла на мастер-классе свою работу «Использование литературных и фольклорных произведений как образовательного и воспитательного ресурса при организации коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ». Здесь важно отметить, что я пыталась эту тему рассмотреть на примере лексических тем, которые все связаны со здоровьесберегающими технологиями. То есть лексические темы, которые направлены на формирование здорового образа жизни. Были выбраны литературные или фольклорные произведения, которые помогали бы раскрывать именно коррекционную и лексическую темы. Я работаю только со школьниками, это младшие классы и основное звено. Эта технология направлена на работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи, но ее можно использовать и с обучающимися с задержкой психического развития, с различными нозологиями. Несомненно, участие в номинации – это грандиозный опыт, профессиональное развитие, чудесные коллеги, которые поддерживали, мудрые советы членов жюри».
Виктория Игнашина, педагог школы №109, стала победителем по направлению «учитель-дефектолог».
«Я представляла опыт учителя-дефектолога, который реализует психолого- педагогическое сопровождение детей, находящихся на длительном лечении, — рассказала Виктория, — Я поделилась опытом использования личных фотокниг как эффективного инструмента в ходе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Это специальные книги с использованием личных фотографий ребенка и его семьи. Ребенок создает их вместе со взрослым, подбирает фото, пишет текст. Любой профессиональный конкурс является полезным опытом, потому что это вызов самому себе. Естественно, сложно справиться с эмоциями и переживаниями, но, когда преодолеваешь испытание за испытанием, чувствуешь удовлетворение, гордишься собой и шагаешь вперед. Это мотивирует и стимулирует двигаться дальше. Конечно, каждый участник конкурса – уникальный специалист, у которого есть большой опыт, и мы друг с другом обмениваемся не только практическими, но и теоретическими знаниями, которые являются более актуальными и востребованными!»
Победители представят Москву на Всероссийском этапе конкурса «Учитель-дефектолог России»-2023 по соответствующим номинациям.
Среди учителей-логопедов призерами стали Тамара Иванчикова, учитель-логопед из школы №1532, представившая технологию обучения через развлечение, когда ребенок в игровой форме, не только за партой, но и в игровом пространстве, повторяет все то, что он проходил на занятии; Елена Королева, учитель-логопед из школы №949, продемонстрировавшая, как использовать зрительную символику при формировании падежных конструкций с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи; Оксана Решетник из школы №281, рассказавшая на мастер-классе о нейроиграх, применяемых ею в логопедической работе с детьми с ОВЗ для развития звукопроизношения.
Среди педагогов-дефектологов в призеры вышли Валерия Красильникова, из Специальной коррекционной школы-интерната №65, представившая тактильный вид коммуникации при помощи ладони — код Лорма, используемый для общения слепоглухих людей, которые не могут применять для общения жесты; Светлана Радченкова из школы №1551 продемонстрировавшая на мастер-классе авторские рабочие тетради, позволяющие в интересной форме усвоить образовательную программу для детей с задержкой психического развития с 1 по 4 класс; Анастасия Читанава из школы №2124, представившая методику формирования жизненных компетенций в ходе уроков математики.
Конкурс «Педагоги года Москвы» проводится в рамках мероприятий, приуроченных к Году педагога и наставника. В этом году соорганизатором номинации «Учитель-дефектолог года Москвы» выступает Московская городская организация Общероссийского Профсоюза образования при методической поддержке Городского психолого-педагогический центра Департамента образования и науки города Москвы. Среди партнеров конкурса — Издательство «Просвещение», издательство «Русское слово», банк ВТБ, VK образование, сетевое издание «Учительская газета» и многие другие.