Педагоги со всей России представили больше 200 докладов в нескольких секциях. Участники обсудили трансформацию высшего педагогического образования, наследие К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и Л.С. Выготского, цифровые инструменты в работе педагога, развитие кадрового потенциала образовательных организаций.
Дмитрий Чуркин, начальник управления кадровой политики и развития государственно-общественного управления Департамента образования и науки города Москвы, и Екатерина Мисожникова, заместитель директора Корпоративного университета московского образования, выступили с совместным докладом на тему «Кадровая политика системы московского образования. Вызовы современности».
Докладчики рассказали, что в системе московского образования насчитывается порядка 100 тысяч педагогических работников, из них 57 тысяч учителей, 30 тысяч воспитателей, 6 тысяч педагогов дополнительного образования и 5 тысяч мастеров производственного обучения. Систему в целом можно охарактеризовать как устойчивую. 82% трудоустроенных педагогов не меняли место работы.
В ходе выступления спикеры пояснили, как в столице ведется работа с педагогическими кадрами, как проходит аттестация и сертификация педагогов, какие курсы повышения квалификации и по каким направлениям предлагаются учителям с целью закрытия профессиональных дефицитов тех или иных компетенций. Был затронут такой актуальный вопрос как адаптация молодых кадров, приобретающий в Год педагога и наставника особую важность.
«Мы полагаем, что ценностные ориентиры у молодых людей, которые принадлежат новому поколению, несколько иные, чем у более старших их коллег. Какие пути решения мы для себя видим? Это улучшение системы адаптации, создание новых механизмов и площадок для профессионального роста учителя, повышение статуса московского учителя», – отметил Дмитрий Чуркин.
Кроме того, Дмитрий Сергеевич рассказал о существующих цифровых инструментах управления:
«Мы работаем над созданием и совершенствованием имеющихся цифровых систем, которые в недалеком будущем помогут административной команде школы отслеживать актуальные дефициты педагога и выстраивать индивидуальный план профессионального развития, адресной помощи для каждого работника. Такие инструменты создаются на базе Московской Электронной Школы».
О новых, интересных форматах организации неформального общения педагогов предложила подумать Екатерина Мисожникова:
«Понимая важность личности педагога в процессе образования мы в своей работе стали активно применять так называемые неформальные подходы к развитию педагогов. И в конце 2022 года открыли Клуб полезного досуга для работников системы образования города Москвы. В рамках встреч Клуба коллеги могут познакомится с экспертами, деятелями культуры и искусства, посетить различные музеи, оранжереи, парки и другие пространства. Но это не самое главное, они имеют возможность реализовать свои интересы, общаться друг с другом на основе своих увлечений, обмениваться полезными советами, в том числе на метапредметном материале. Вдохновляясь, отдыхая и просвещаясь, педагоги затем вовлекают в подобные активности своих учеников и воспитанников, создавая с ними проекты различной направленности с искренним интересом к предмету и пользой».
Дмитрий Чуркин добавил, что появилась идея создания направления Клуба путешественника в рамках Клуба полезного досуга, чтобы педагоги столицы «увидели прекрасный Владикавказ».
Спикеры также представили работу Профсоюза работников московского образования и новый подход к организации региональных конкурсов профессионального мастерства.
С 2021 года в Москве проводится единый конкурс для педагогических работников «Педагоги года Москвы», включающий в себя шесть номинаций: «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог года», «Учитель-дефектолог года», «Педагогический старт» и с этого года в конкурс вошла шестая номинация — «Сердце отдаю детям».
«Подобный подход позволяет собрать в едином поле тех, кто занят в работе с нашими обучающимся. Таким образом, профессиональное педагогическое сообщество открывает для педагога возможность посмотреть на себя с различных позиций с помощью своих коллег, а также способствует развитию преемственности уровней образования», – отметила Екатерина Мисожникова.