Какие факторы влияют сегодня на развитие языка – обсудили в ходе симпозиума в ВШЭ ученые и педагоги.
Научно-практический симпозиум «Русский язык как культурный код», приуроченный ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка, состоялся 6 июня. Высшая школа экономики, Корпоративный университет московского образования и московское городское отделение Российского общества «Знание» выступили организаторами этого мероприятия. Симпозиум прошел в рамках «Недели русского языка», инициированной Российским обществом «Знание» в Центральном федеральном округе.
На мероприятии обсуждали актуальные вопросы русского языка в контексте различных наук. Эксперты, исследователи и практики говорили о русском языке с разных точек зрения – как об объекте правового регулирования, о факторе развития искусственного интеллекта, средстве коммуникации в процессе просветительской работы в школе, в университете, в СМИ.
С приветственным словом к гостям мероприятия обратился Георгий Будный, заместитель генерального директора Российского общества «Знание».
«Сегодня в сторону нашей страны направлена «культура отмены». Мы боремся сейчас за право жить так, как считаем нужным: уважать традиции, нашу культуру, наш русский язык. На научном симпозиуме мы рассмотрим влияние искусственного интеллекта, школьного сленга, вызовов современности на мир коммуникации», – подчеркнул Георгий Будный.
Новым партнером общества «Знания» выступил Корпоративный университет московского образования. О положении русского языка в контексте глобальной конкуренции и новых культурных вызовов рассказала Маргарита Русецкая, директор Корпоративного университета московского образования, член Совета при Президенте РФ по русскому языку.
«Мы должны сохранять наши культурные коды, и русский язык, безусловно, занимает среди них важную позицию. Не только знание теории, хорошее владение практикой важны для выпускников, но и ценностное отношение к речи – это и есть показатель воспитания. Русский язык – наша визитная карточка, элемент нашей конкурентоспособности в глобальном мире как на рынке труда, так и в вопросах самореализации. Нужно уметь думать, хорошо аргументировать, доказывать свою позицию на родном языке», – отметила спикер.
На открытии мероприятия выступающие обсудили русский язык как инструмент коммуникации. «Русский язык в новых коммуникативных сферах» – тема, которую осветил в своем выступлении Максим Кронгауз, доктор филологических наук, профессор-исследователь Школы филологических наук факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, первый заместитель председателя Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты РФ. По словам Максима Кронгауза, интернет произвел коммуникативную революцию. Кроме того, огромный рывок в коммуникативную сферу привнес Chat GPT.
«Это совершенно революционное событие, которое не все замечают. Уже издана детская книжка, написанная чатом Chat GPT. Мы будем сталкиваться в нашей жизни с этим текстом. Равен ли этот язык тому, на котором мы с вами говорим или пишем? На мой взгляд, не вполне, и это очень важно. Вот этот язык, пусть он даже логически правильный, но эта некоторая семантическая пустота может довольно сильно влиять на мышление. Если мы хотим сделать школьника образованным и научить его грамотно писать тексты, то существует опасность, что такие механизмы могут оказать на него влияние. В этом случае он будет легко создавать обкатанные тексты, в которых не будет ни новизны, ни новой мысли», – поделился мнением эксперт.
Член Совета при Президенте РФ по русскому языку, руководитель портала «Грамота.ру» Константин Деревянко в своем выступлении обратил внимание на проблему повышения грамотности и развития языковой культуры.
«От того, как мы развиваем свою речь, зависит наш взгляд на мир, который мы воспринимаем через определенную систему понятий. Речевая культура и грамотность влияют на развитие общества в целом. От качества, эффективности коммуникации зависит успех каждого человека. Сегодня русский язык, один из крупнейших языков мира, дает путевку в жизнь и связывает миллионы наших сограждан и людей по всему миру. Он выступает не только средством общения, но ресурсом бесконечного личностного роста. Развивая свою речевую культуру, язык, мы повышаем интеллект, тренируем мышление, делаем жизнь ярче и интереснее», – подчеркнул Константин Деревянко.
Также в рамках тематических круглых столов эксперты обсудили актуальные темы использования и сфер влияния русского языка. Во время круглого стола «Русский язык и искусственный интеллект» прозвучала мысль о том, что наш родной язык с его сложной грамматикой, богатым словарным запасом ставит перед ИИ сложную задачу. Эксперты представили свои исследования по различным аспектам русского языка и ИИ, включая классификацию текстов, анализ настроений, машинный перевод и распознавание речи. Они также обсудили проблемы разработки систем ИИ, способных точно передавать нюансы русского языка, такие как идиоматические выражения, сленг и культурные отсылки. За круглым столом также обсуждались последствия использования ИИ для русского языка, включая потенциальное влияние на его изучение, переводческие услуги и сохранение культурного наследия.
В ходе круглого стола «Язык и право: языковая норма как объект правового регулирования» юристы, филологи и лингвисты обсудили вопросы защиты русского языка как государственного на фоне изменений в языке как саморазвивающейся системы. Спикеры обсудили, как новый закон о государственном языке регулирует такие актуальные практические вопросы, как использование англицизмов и неологизмов.
Круглый стол на тему «Язык просвещения – регистры научной коммуникации» был посвящен языковому аспекту просвещения. Как рассказать о науке в СМИ, в школьной среде — дилемма трудного выбора между доступностью и достоверностью. В чем проблема, так называемого, «школлита» (когда подростки под влиянием субкультуры геймеров вырабатывают свой собственный терминологический аппарат), в чем его польза и вред, как правильно доносить до детей научную терминологию – эти и другие вопросы обсуждали эксперты, среди которых были как представители высшей школы, так и педагоги общеобразовательных организаций города Москвы.
Суперфиналист номинации «Учитель года Москвы, учитель русского языка и литературы школы № 158 Марина Бастрыгина в своем выступлении отметила, что вокруг использования научно-популярного контента существуют серьезные споры в учительской среде.
«В школе научно-популярный контент помогает замотивировать учеников. Мы ищем баланс между увлекательностью, простотой и достоверностью. Мы с учениками готовим разный контент – текстовый, видео, подкасты по химии, астрономии», – рассказала Марина Бастрыгина.
Заместитель директора Корпоративного университета московского образования Анна Хехтель отметила, что у педагогов появляются дополнительные трудовые функции, связанные с различными областями деятельности: просвещение, наставничество, научные исследования и др.
В последние годы мы наблюдаем, что наука в школе обретает новое измерение. Так, например, новые ФГОС предусматривают совместную работу школьников с учителями над научно-исследовательскими проектами. Растет потребность в привлечении молодых ученых в школы, поскольку и учителям, и школьникам важно ориентироваться в актуальной научной повестке. По решению Департамента образования и науки города Москвы Корпоративный университет ведет работу по формированию сообщества молодых ученых Москвы, и мы будем рады запросам со стороны школ на новые форматы сотрудничества с учеными», – подчеркнула Анна Хехтель.
Симпозиум стал завершением серии мероприятий, которые Российское общество «Знание» провело в Центральном федеральном округе в рамках «Недели русского языка». Всего в рамках данной акции Знание.Лекторий прошло более 40 мероприятий в 10 регионах России, объединивших более 2,5 тысяч слушателей.