Центр непрерывного повышения профессионального мастерства. Нормативные документы.
Знание нормативных документов в области образования, с одной стороны, обязательная составляющая профессионализма всех работников образования [1], с другой стороны, детали нормативного регулирования требуются только в «своей» области, в то время как про смежные достаточно иметь общее представление. Поскольку профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров для многих участников московского образования является смежной областью, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ) Корпоративного университета представляет обзор документов, регламентирующих реализацию данного направления государственной политики в сфере образования.
Развитие образования одна из главных составляющих внутренней политики России: повышение качества и доступности образования являются приоритетными задачами государства. В национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года перед сектором образования поставлена задача обеспечения «возможности для самореализации и развития талантов» [1]. Для достижения национальной цели, а также национальных целей и стратегических задач Российской Федерации на период до 2024 года [2] разработан и исполняется Национальный проект «Образование» – он предусматривает модернизацию оборудования учебных заведений, актуализацию образовательных программ, поддержку семей обучающихся, предоставление возможностей для творческого проявления молодёжи, а также меры по развитию и поддержанию высокого профессионального мастерства педагогов [3].
[1] Согласно профессиональному стандарту “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) к необходимым знаниям педагога относятся “Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства”.
Федеральный проект «Учитель будущего» [4] национального проекта «Образование» был нацелен на повышение престижа профессии, постоянное повышение преподавательского мастерства и научно-методическую поддержку учителей, преподавателей и управленческих кадров. Считается, что чтобы поддержать высокий уровень профессионализма учителю нужно непрерывно повышать свою квалификацию с помощью эффективных и персонализированных инструментов – для этого была создана национальная система профессионального роста педагогических работников. Сейчас мероприятия данного федерального проекта вошли в состав комплекса мер федерального проекта «Современная школа».
Именно с целью формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов в рамках федерального проекта национального проекта «Образование» решается задача модернизации системы методической поддержки путем создания правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели организации повышения квалификации.
Формирующим ЦНППМ документов в контексте федерального проекта «Учителя будущего» в конце 2019 года, стало распоряжение Минпросвещения России №Р-140 [5], которое приводит рекомендации и минимальные требования к созданию региональных ЦНППМ. В документе приводятся указания на порядок создания, организации деятельности, требования к имущественному комплексу, кадровому составу и финансовому обеспечению региональных центров. Важным моментом является методические указания на осуществление деятельность по развитию педагогических работников с соовтесвтии с ФЗ-273 [6] и взаимодействие ЦОК по проведению независимой оценки в соответствии с ФЗ-238 [7].
В свою очередь национальная система роста педагогических работников (НСПР) регламентируется распоряжением Правительства Российской Федерации N 3273-р [8]. В этом документе постулируются принципы НСПР, а также содержатся рекомендации разработать в субъектах российской Федерации дорожные карты мероприятий по кадровому обеспечению. Основные принципы, изложенные в документе:
- Обеспечение доступности качественного образования в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации
- Повышение уровня обеспеченности педагогическими кадрами региональных систем общего образования
- Модернизация системы подготовки педагогических кадров
- Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров
- Создание и внедрение единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с учетом формирования инфраструктуры и применения инновационных технологий для адресной реализации программ дополнительного профессионального образования
- Разработка модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций
- Стимулирование профессионального роста педагогических работников
- Контроль реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста
Наиболее значимыми для московского ЦНППМ являются пункты 20 раздела II.1 и 33(1) раздела III. Пункт 33(1), был внесен в редакции распоряжения Правительства РФ от 20.08.2021 N 2283-р и касается утверждения положения о наставничестве.
Остановимся подробнее на пункте 20 о внедрении единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС) с учетом существующих региональных систем. Разработка ЕФС возлагается на Минпросвещение России в этом же документе в пункте 13, а внедрение обеспечивается ответственными исполнителями — органами исполнительной власти (в Москве — Департамент образования и науки города Москвы).
Поскольку ЕФС – система федерального уровня, регулируется она федеральными нормативными актами. В частности, распоряжением Минпросвещения от 15 декабря 2022 г. N Р-303 [9], внесены изменения в распоряжение Минпросвещения от 16 декабря 2020 г. N P-174 «Об утверждении создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» [10].
Актуальная версия концепции, изложенная в распоряжении Р-303 [9], вводит основные понятия, отражает два ключевых этапа создания ЕФС (20-21 гг) и развития (22-24 гг), описывает методологические основания, структуру и функциональную нагрузку, актуальные вызовы, целевые ориентиры, основные направления и мероприятия, ключевые итоги создания и показатели эффективности ЕФС.
Также важно отметить, что именно в этом документе определяется роль ЦНППМ как регионального регулятора СНМС. В частности, ЦНППМ призван обеспечить:
- взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе — работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
- координацию деятельности РС НМС;
- организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
- организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
- организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
- организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
- организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по новейшим программам ДПО;
- организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
- адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
Таким образом, для выполнения национальной цели региональные ЦНППМ должны обеспечивать научно-методическую и организационную поддержку непрерывного профессионального роста педагогов. В Москве ЦНППМ входит в структуру ГАОУ ДПО «Корпоративный университет московского образования».
По вопросам связанным с деятельностью ЦНППМ обращайтесь по e-mail SmirnovaMd@corp-univer.ru
Реквизиты документов:
1 – Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
2 – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
3 – Паспорт Национального проекта. Национальный проект «Образование»
4 – Паспорт Федерального проекта «Учитель будущего» (архив)
5 – Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-140 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование»
6 – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
7 – Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 N 238-ФЗ
8 – Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста
9 – Распоряжение Министерства просвещения РФ от 15 декабря 2022 г. N Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174»
10 – Распоряжение Министерства просвещения РФ от 16 декабря 2020 г. N Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»