К 85‑летию системы повышения квалификации работников образования Москвы.
Перелистываем пожелтевшие страницы архивных документов периода создания Московского городского института усовершенствования учителей, предшественника ныне действующего Корпоративного университета московского образования. Сегодня сложно реконструировать реальные процессы, происходившие в системе народного просвещения столицы на фоне поиска молодой советской школой путей собственного развития, открытых судебных процессов над «врагами народа» и самой жизни предвоенного города. Однако документы свидетельствуют о серьезном внимании власти к школьному делу. Война, послевоенные десятилетия, «оттепель», эпоха застоя, перестройка и 90‑е, а затем новое тысячелетие – о системе переподготовки и дополнительном образовании педагогических кадров на протяжении 85 лет рассказываем в этом обзоре.
16 августа 1931 года Президиум Моссовета принимает постановление о введении обязательного обучения детей от 7 до 15 лет в школе, а от 15 до 17 лет – в фабрично-заводских училищах и техникумах. В 1932 году была поставлена задача перейти от школы-семилетки к школе-десятилетке. Уже в 1937 году в школах Москвы обучались почти 600 тысяч детей, причем свыше 200 тысяч – в пятых-седьмых классах и свыше 50 тысяч – в восьмых-десятых классах. В 1937 году в Москве было 118 начальных школ, 91 семилетняя, 413 школ-десятилеток.
В феврале 1938 года Президиум Моссовета рассматривает проблемы успеваемости школьников Пролетарского и Советского районов, отстающих от других районов города. Причины находятся в «неудовлетворительном руководстве учебно-воспитательной методической работой в школах со стороны директоров школ и роно». Тогда же и были определены важнейшие задачи для московского образования:
– работники роно должны знать своих учителей, вникать в их работу, обеспечивать передачу опыта лучших педагогов, сосредоточить всю методическую работу в школе;
– учителя, классные руководители и директора школ обязаны обеспечить на деле индивидуальный подход к учащимся, их успеваемость по всем предметам, организовывать при необходимости работу с отстающими, ввести в практику проведение педагогических советов, создать в каждой школе методический кабинет.
Президиум принимает решение «открыть в Москве с нового учебного года городской Институт повышения квалификации учителей, сосредоточив в его системе все мероприятия по переподготовке и усовершенствованию учительства».
22 апреля 1938 года при Мосгороно начинает работать Институт усовершенствования учителей (МГИУУ).
В МГИУУ были созданы факультеты: исторический, русского языка и литературы, географический, физико-математический, химический, биологический, иностранных языков, художественного воспитания, физической культуры, руководящих кадров школ и органов народного образования, учителей начальных школ.
Новый институт был размещен в центре столицы, рядом с Кремлем, в здании по улице Куйбышева, дом 8 (Ильинка). Позднее добавились помещения для занятий в Староконюшенном, Потаповском и Мерзляковском переулках.
Сразу же в институте стал формироваться высококвалифицированный состав преподавателей, многие из которых были видными учеными: философ Валентин Асмус, историки Павел Смирнов и Дмитрий Бабурин, теоретики советской педагогической науки Николай Константинов и Иван Свадковский, впоследствии действительные члены Академии педагогических наук РСФСР.
В сентябре 1941 года было принято решение «работу МГИУУ полностью свернуть». Из всех структурных подразделений МГИУУ продолжала работать одна лишь библиотека на Большой Полянке, дом 58. Вопрос о скорейшем возобновлении работы МГИУУ в течение 1942‑1943 годов неоднократно обсуждался в различных инстанциях. Сроки открытия переносились. Наконец 22 ноября 1943 года начались регулярные занятия в здании на Кропоткинской улице, 12.
В военные годы на 13 кафедрах (начальной школы, педагогики, русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, истории и Конституции, географии, военно-физической подготовки, черчения и рисования, иностранных языков, внешкольной работы) сотрудничали 71 доктор наук и профессор, 64 кандидата наук и доцента, 78 преподавателей.
Несмотря на тяжелые времена, речь шла не только о восстановлении в полном объеме системы повышения квалификации педагогических работников, но и о существенном дальнейшем ее развитии.
В послевоенное десятилетие в народном образовании Москвы произошло важнейшее событие – был завершен переход к всеобщему среднему образованию. К началу 1954‑1955 учебного года в столице была завершена вся подготовительная работа по объединению мужских и женских школ.
Не осталось в стороне развитие системы повышения квалификации в Москве. Продолжилась традиция приглашения на работу выдающихся советских ученых. Например, лекции учителям русского языка и литературы читали признанные корифеи филологической науки академики АН СССР Виктор Виноградов и Сергей Обнорский. О русской живописи учителям рассказывал академик АН СССР и действительный член Академии художеств СССР художник Игорь Грабарь. Семинары по музыке вел организатор и директор Московского хорового училища, ректор Московской консерватории Александр Свешников. Учителя истории имели возможность слушать лекции крупнейших ученых – академиков Бориса Грекова, Исаака Минца, Анны Панкратовой, членов-корреспондентов АН СССР Владимира Хвостова, Алексея Ефимова, ведущего специалиста по истории Франции доктора исторических наук Альберта Манфреда. Курс физиологии читали член-корреспондент АН СССР Хачатур Каштоянц и профессор Марк Кирзон.
К началу 1950‑х годов система повышения квалификации учителей в Москве вполне сложилась. Объем годичных курсов для учителей средней школы составлял 260 часов, для учителей начальных классов – 322 часа. В учебные планы МГИУУ начиная с 1947 года были включены в том числе логика и психология.
Опыт МГИУУ изучали иностранные коллеги. Институт посещали делегации из развивающихся стран и стран социалистического лагеря, а также европейских государств – Англии, Франции, Австрии, Швейцарии, Финляндии и США.
Принятый 24 декабря 1958 года Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» стал краеугольным камнем советской системы образования в этот период. Государство гарантировало гражданам бесплатное получение восьмилетнего образования вместо существовавшего ранее семилетнего.
Переход на восьмилетнее обязательное образование и организация различных типов школ начинались с 1959‑1960 учебного года и должны были занять 3‑5 лет.
27 мая 1961 года было принято постановление Совета министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков», которое предписывало «открыть дополнительно в 1961‑1965 годах не менее семисот общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранных языках».
Все описанные выше процессы ставили новые задачи перед системой повышения квалификации учителей, которые могли быть реализованы при условии совершенствования материально-технической базы МГИУУ. В 1957 году институт получил здание в Авиационном переулке. В новом здании заново и очень быстро были оборудованы слесарная и столярная мастерские, кабинеты машиноведения и автодела, лаборатория электротехники при кабинете физики. При институте имелась также экспериментальная мастерская наглядных и учебных пособий. В 1955‑1956 учебном году был создан кабинет политехнического обучения. В 1960 году оборудован кабинет учебного кино. В 1963‑1964 учебном году открыты кабинеты воспитательной работы, педагогики.
Институт начал активно публиковать и направлять в школы свои разработки. В 1964 году увидела свет брошюра «О перестройке работы учителя», адресованная прежде всего партийным организациям школ. Оригинальный текст передает особенности времени: «Мы готовимся к важнейшему демократическому акту – выборности директора и завуча. Суть коллективного руководства школой мы видим прежде всего в том, чтобы не давать мысли учителя застояться, подогревать его творческий огонек, бережно поддерживать ценные начинания и рекомендации учителей, обобщать свой внутренний опыт».
В юбилейном, 1967, году (50‑летие советской школы) стояли задачи освоения новых учебных программ, введения факультативных занятий, перехода на трехлетнее обучение в начальной школе.
Решение этих задач нашло отражение в пятилетнем плане развития МГИУУ. В 1966‑1967 учебном году впервые созданы курсы для организаторов внеклассной и внешкольной работы, семинары по методике ведения факультативных занятий, курсы для учителей, которым предстояло перейти на новые программы в 1968‑1969 учебном году.
В справке «О работе по повышению квалификации педагогических и руководящих кадров народного образования города Москвы в 1967 году» содержится информация о том, что в 1967 году в МГИУУ были обучены 23077 человек, из них окончили курсы 9596 человек, посетили семинары 9855 человек, лекции и консультации – 3626 человек. Продолжали учиться 12945 человек.
В 70‑е годы Академия педагогических наук СССР была главным партнером института. В 1973‑1974 учебном году в МГИУУ лекции читали 32 академика и доктора наук, 202 кандидата наук, такие как биолог Николай Дубинин, физики Исаак Кикоин, Виктор Зубов, Валентин Фабрикант, математик Андрей Колмогоров, психолог Петр Гальперин.
Совместно с обществом «Знание» были организованы городские семинары по современным достижениям науки, продолжалась работа университетов по распространению научных и педагогических знаний по предметам.
Во второй половине 1980‑х годов в учебный план школ было включено преподавание новых дисциплин «Этика и психология семейной жизни», «Ознакомление с окружающим миром», «Основы информатики и вычислительной техники». Развивалось и трудовое обучение. В 1986 году 80% старшеклассников проходили обучение в межшкольных УПК, где было около 400 цехов, кабинетов, лабораторий. Свои структурные подразделения в УПК имели 600 московских предприятий.
Еще надо отметить новое в этот период – зарождается видовое разнообразие общеобразовательных учреждений. В 1989 году в Москве открылись первые гимназии, лицеи и государственно-общественные школы.
В 1987 году с целью улучшения положения с изучением иностранных языков в столице был начат широкомасштабный эксперимент. В детских садах обучение ребят иностранному языку начиналось с четырех лет. В школах оно продолжалось с 1‑го класса. Были созданы специальные классы с 7‑го по 11‑й с углубленным изучением иностранного языка. По распоряжению Мосгорисполкома школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке стали называться школами с углубленным изучением иностранного языка.
Институт не остался в стороне. Для учителей иностранных языков институт разработал новые учебные программы, методические пособия. Особой популярностью у учителей пользовались курсы разговорной практики в объеме 36 часов.
В связи с введением нового предмета «Начальная военная подготовка» (НВП) в школы пришли новые учителя, в основном офицеры в отставке. Институт ежегодно подготавливал на курсах 216 человек в части основ педагогики, психологии и работы со старшеклассниками.
В конце 1980‑х годов стало востребовано изучение языков и культуры народов СССР. В 1989 году в 28 школах города были открыты 30 школьных и межшкольных факультативов по изучению десяти языков народов СССР. Институт обеспечил научно-методическое сопровождение изучения национальных языков, организовал курсы, сформировал городской методический кабинет по национальным языкам.
Приближались девяностые годы. Начался массовый уход учителей из образовательных учреждений города. Только в 1989 году сменили работу 4824 педагога, что в 2‑3 раза больше, чем в предыдущие годы. В связи с этим институт активно включился в работу с молодыми специалистами.
1 ноября 1991 года на основании приказа Министерства образования Московский городской институт усовершенствования учителей был преобразован в Московский институт повышения квалификации работников образования (МИПКРО). Ему была определена роль главной учебно-методической организации, обеспечивающей отрасль не только кадрами, но и методиками преподавания.
В самом начале 90‑х годов перед столичным образованием стояла задача элементарного выживания. Позитивную оценку и всестороннюю поддержку получает предложение руководителя Московского городского комитета по народному образованию Любови Кезиной о создании новой системы управления образованием. В соответствии с ней в городе создается Московский департамент образования, а в десяти административных округах начинают функционировать окружные управления образования, подчиненные департаменту. Главная проблема, которую должен был решить департамент, – это проблема кадров.
Были сделаны первые шаги в формировании системы непрерывного педагогического образования. В 1991 году центром этой системы становится МИПКРО. Был создан Клуб директоров. Именно в клубе стали вырисовываться контуры современной модели столичного образования, во многом определившей направления модернизации всего российского образования.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3226‑1 (первая редакция) основу содержательной деятельности образовательного учреждения должен составлять образовательный стандарт. В 1996 году было принято решение о разработке московского стандарта общего образования. Работа эта была поручена МИПКРО. Он совместно с окружными методическими центрами осуществлял комплексное методическое сопровождение школ при формировании образовательных программ, учебных планов, заказов на учебники и учебные пособия. В этот период педагогические коллективы получили большую степень самостоятельности, а учителям была предоставлена свобода творчества при составлении учебных программ. Только в 1996 году методические центры и МИПКРО провели экспертизу 635 авторских учебных программ.
В 2001 году на основании постановления Правительства Москвы от 19 июня 2001 года №537‑ПП и приказа Московского комитета образования от 27 июля 2001 года МИПКРО был переименован в Московский институт открытого образования (МИОО) с присоединением к нему средних общеобразовательных школ №169 и №179.
Структура МИОО унаследовала исторические достижения предшественников – МИПКРО и МГИУУ. С открытием аспирантуры в 2007 году данная структура включала в себя все уровни, начиная от общего и дополнительного образования для детей до образования послевузовского. Учебная деятельность института была направлена на создание комплексной системы повышения квалификации, переподготовки и подготовки руководящих и педагогических работников образования города Москвы.
В это время в структуру института входили 2 общеобразовательные школы, 4 факультета, 38 кафедр, 29 лабораторий, 28 отделов и 25 профильных научных центров.
Кроме того, МИОО является базовой организацией по работе с одаренными детьми. Организуются и проводятся олимпиады, интеллектуальные соревнования, научные конференции в сотрудничестве с ведущими учеными.
С 2005 года МИОО был назначен головной организацией по проведению единого государственного экзамена. Организационную, информационную и техническую части сопровождала кафедра информатики. Проверку работ выпускников проводили предметные комиссии. Также МИОО поручают создание конфликтной комиссии и ее техническую поддержку.
С 2009 года ЕГЭ становится обязательным в качестве основного и вступительного. Годом раньше вводится экзамен для выпускников 9‑х классов – ОГЭ. Создаются предметные комиссии, председателями назначаются руководители кафедр МИОО.
Для проведения экзаменов нужна серьезная специальная подготовка учителей. Для этого в МИОО организуется курсовая подготовка по предметам с информационной поддержкой.
Важным направлением деятельности МИОО стало участие в международных проектах, организатором которых был факультет международного образования Московского института открытого образования (декан – Юрий Горячев, кандидат исторических наук).
С 2007 года на факультете открылась кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе».
За эти годы институтом совместно с другими организациями было проведено около 150 международных конференций, форумов, семинаров и круглых столов. Наиболее яркие из них – Форум школ русского языка дальнего и ближнего зарубежья, ежегодный сбор пушкинских школ.
В системе московского образования происходят кардинальные изменения. Изменена система финансирования образовательных организаций. Школа получила право самостоятельно определять приоритеты в расходовании средств. Формируются крупные образовательные комплексы, которые требуют новых управленческих решений. Стали проводиться обязательная независимая диагностика учеников и аттестация педагогов по результатам профессиональной деятельности по московской модели. Публичная аттестация руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций становится нормой. В рамках государственно-общественного управления во всех комплексах создаются управляющие советы и проводится их аккредитация. Все участники образовательного процесса становятся активными пользователями электронного журнала и дневника, которые являются составной частью Московской электронной школы.
Эти коренные изменения, безусловно, требовали наличия новых профессиональных качеств у школьных управленцев. Подготовить руководителей, соответствующих новым вызовам, было поручено МИОО.
В 2015 году ректором назначен доктор педагогических наук, доцент Алексей Рытов. Помимо разработки и ведения курсов повышения квалификации и переподготовки, тренингов, вебинаров, круглых столов в институте велась научно-исследовательская работа.
В 2018 году на основании распоряжения Департамента образования города Москвы от 12 февраля 2018 года №27р МИОО переименован в Московский центр развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО).
В стенах центра родилась программа переподготовки для руководителей образовательных организаций «Эффективный руководитель столичной системы образования». Инструментом оценки полученных руководителями знаний и компетенций стали управленческие проекты. Центру удалось решить задачу по подготовке действительно эффективных руководителей школ, но им должны были соответствовать управленческие команды в целом. Разрабатывались новые проекты: «Современный заместитель руководителя образовательной организации» и «Классный руководитель – руководитель класса».
Большой популярностью пользовалось неформальное обучение, направленное на профессиональный рост. Например, такие проекты, как «Взаимообучение московских школ» и «Гостеприимные школы».
Еще одним инструментом, нацеленным на результат, стала аттестация руководящих кадров и педагогических работников. Организационное и методическое сопровождение этой процедуры осуществляет МЦРКПО.
Успехами Москвы в области образования заинтересовались другие регионы. И на Международном форуме «Город образования» в 2017 году прозвучало предложение о создании проекта взаимообучения городов – новой формы сотрудничества российских городов. Модератором нового проекта просили выступить Москву в лице МИОО, а позднее – МЦРКПО.
30 июня 2021 года на основании распоряжения Департамента образования и науки города Москвы №127р Московский центр развития кадрового потенциала образования переименован в Корпоративный университет московского образования, обучение в котором строится с учетом культурных кодов и ценностей системы образования города Москвы.