Конкурс — это люди.
В Москве созданы все условия для поддержки столичных педагогов, предоставляются возможности для личного и профессионального роста. Важны для развития учительских талантов конкурсы педагогического мастерства, участвуя в которых педагоги могут представить весь свой разнообразный опыт, увидеть наработки коллег, познакомиться с экспертами из сферы образования и приобрести новые знания и навыки.
Оператором профессиональных конкурсов и олимпиад выступает Корпоративный университет московского образования, ведущее столичное образовательное учреждение, которое занимается переподготовкой педагогических кадров столицы.
Самым значимым и сложным испытанием для всех столичных педагогов является конкурс «Педагоги года Москвы». В 2023 году он включал шесть номинаций: «Учитель года Москвы», «Воспитатель года Москвы», «Педагог-психолог года Москвы», «Учитель-дефектолог года Москвы», «Педагогический старт» и новую номинацию «Сердце отдаю детям».
Конкурс «Педагоги года Москвы» стал одним из самых масштабных и важных мероприятий в рамках Года педагога и наставника. Участие в нем приняли более двух тысяч московских педагогов.
Конкурс не одно десятилетие открывает новые имена талантливых педагогов, чья профессиональная деятельность составляет копилку лучших новаторских методических разработок.
Победители в пяти номинациях представят Москву на федеральных этапах конкурсов: учитель Сергей Валюгин, воспитатель Егор Харитонов, педагог дополнительного образования Алексей Яковлев, логопед Екатерина Шмакова, дефектолог Виктория Игнашина и педагог-психолог Анна Калабухова.
Как победители конкурса пришли в профессию, какие методики они используют в работе, какие ценности стремятся привить своим ученикам и как готовятся к новым испытаниям на всероссийских конкурсах, педагоги рассказали «Учительской газете-Москва».
Алексей Яковлев, педагог дополнительного образования Московского центра экологии,
краеведения и туризма, победитель номинации «Сердце отдаю детям»
– Мне представляется, что в самом вопросе скрывается подвох. Ведь что значит привить? Привить можно сортовую ветку яблони на ствол дички, привить можно частицы болезнетворных вирусов, формируя к ним иммунитет. Но прививают всегда что-то чужеродное. Можно ли привить любовь? Наверное, можно, но я не знаю, как. Любовь, к природе в том числе, я умею только воспитывать. В повседневной жизни мы окружили себя искусственной техногенной средой. Столь совершенной, что каждый отдельный человек может прожить какое-то время, мало взаимодействуя с дикой природой. Часто городской житель подсознательно воспринимает природу со всеми комарами и дождями как источник опасности, от которого надо отгораживаться еще сильнее. В человеческой натуре бояться всего неизведанного.
Для жителя мегаполиса последней, но, наверное, самой крепкой связующей нитью с дикой природой остается ее первозданная красота. Именно эстетическое совершенство природы я стараюсь показать своим ученикам буквально на каждом занятии. Восторг ребенка от идеальной формы кристалла, блеска перламутра в раковине, узоров на крыльях бабочек не дает угаснуть древнему инстинкту собирателя. Мы ведь все собирали цветные камушки и ракушки. Остается лишь ухватиться за это стремление прикоснуться к красоте и дополнить его предметными знаниями. Раскрывая детям тайны окружающего мира, делая его понятнее для юных умов, мы совершаем первый шаг к воспитанию любви к природе.
Во время полевых экскурсий и практик юннаты учатся и наблюдать за дикой природой, и жить в ней. У нас только в сказках лес – обитель опасностей! В жизни риски возникают в тот момент, когда мы начинаем игнорировать естественные законы. И чтобы законы не нарушать, их надо очень хорошо знать. В современном мире ответственное отношение к природе невозможно без глубокого естественно-научного знания, умения прогнозировать. Эти навыки формируются у юннатов во время выполнения первых учебно-исследовательских работ. Ребенок, осознавший себя неотъемлемой частью биосферы, невольно приходит к необходимости сохранения окружающей среды. И как любовь воспитывается красотой, так и ответственность воспитывается образованием. Ответственное отношение к природе – это прежде всего понимание последствий своих действий.
Виктория Игнашина, учитель–дефектолог школы №109 «Госпитальная школа «УчимЗнаем», победитель номинации «Учитель–дефектолог года Москвы»
– Свою профессию я выбрала осознанно. В университете я была волонтером службы ранней помощи для детей с ОВЗ. У нас был очень вовлеченный руководитель, который стал для меня примером. Я увидела, как с помощью психолого-педагогических приемов можно помочь преодолеть трудности в развитии, научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, играть, развиваться.
Моя профессия – уникальная, ведь дефектолог умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы. Как говорит моя коллега: «Не бывает трудных детей, есть дети, которым трудно!»
Когда я узнала о деятельности проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», то подумала: «Я хочу там работать!» Это уникальная образовательная среда, созданная в условиях стационаров медицинских учреждений для длительно болеющих детей, которые проходят сложный этап в жизни, но у них есть возможность учиться, общаться, жить не только болезнью, а проживать полноценную и яркую жизнь каждый день.
Многие наши ребята часто говорят, что не хотят уезжать из больницы, потому что здесь у них есть классная школа! Вот такой оксюморон. Работая в «УчимЗнаем», ты не просто выполняешь свою работу каждый день, мы с коллегами часто говорим, что это особая миссия. Наша работа действительно особенная с технической стороны (все подвергается обработке, мы работаем в специальной форме), но она требует от тебя эмоциональной зрелости без лишней драматургии.
Еще одна особенность работы в госпитальной школе – это время! Учитель в обычной школе имеет более четкий график, в наших условиях от педагога требуются мобильность, гибкость. Летом наша школа «УчимЗнаем» продолжает работать, у нас с учениками есть «пятая четверть». Часто мы проводим занятия в палатах, иногда из-за состояния ребенка ты должен изменить план урока и его содержание на ходу. Это требует от тебя высокого уровня профессионализма и постоянного саморазвития. Наши ученики очень многому учат нас своими поступками и силой духа во время тяжелого лечения. Ведь по-настоящему себе можно помочь, только помогая другим!
Анна Калабухова, педагог–психолог школы №1321 «Ковчег»,
победитель номинации «Педагог–психолог года Москвы»
– Когда мы говорим о работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями или с ограниченными возможностями здоровья, основная цель работы довольно специфическая. Задача педагога-психолога в данном случае – компенсировать те коммуникативные, социальные и поведенческие особенности, которые есть у ребенка.
Мы можем формировать какие-то социально приемлемые формы поведения. Допустим, вместо агрессивного или какого-то провокативного поведения обучать ребенка приемлемо привлекать к себе внимание, общаться.
Кроме того, педагог-психолог, работающий с детьми с особенностями здоровья, может работать с их эмоциональной сферой, потому что такое направление работы в случае с ребенком с ОВЗ может отличаться от подобной работы с детьми без нарушений. Например, у детей с расстройствами аутистического спектра нарушено понимание эмоций других людей, и, соответственно, работа психолога будет строиться несколько иначе, чем с обычными детьми. То есть обычный ребенок может испытывать трудности в выражении своих эмоций, а у ребенка с РАС будут трудности в понимании чужих эмоций.
Кроме того, если педагог-психолог работает в школе с нейротипичными детьми, то есть с детьми без особенностей, это, как правило, будет групповая работа, направленная на нормализацию психологического климата в классе, на обучение детей продуктивно взаимодействовать друг с другом. А работа с детьми с ОВЗ часто строится в индивидуальном формате, хотя, если мы говорим о развитии коммуникации, конечно же, мы тоже будем объединять детей в группы.
Помимо этого, если психолог работает с классом, в котором есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, то в его работе будет еще одна задача – это формирование толерантного отношения других детей к этому ребенку, профилактика буллинга и травли. Это тоже очень важный аспект работы.
Важно понимать, что педагог-психолог и обычный психолог – это две разные специальности. И педагог-психолог, который работает в образовательной организации, не занимается какой-то мощной психотерапией или каким-то подходом, который может быть отнесен к какой-либо психологической школе. Как правило, это эклектичный подход – использование сказок в работе, программ, которые уже апробированы в школах, одобрены и рекомендованы, и педагог-психолог может работать по этой программе. Я как специалист по большей части работаю с детьми с расстройствами аутистического спектра и с нарушениями интеллекта вместе. И делаю это в парадигме прикладного анализа поведения. Это ответвление поведенческой психологии, которое имеет научно-доказательную базу при работе с детьми с тяжелыми формами аутизма и помимо этого может применяться в работе с нейротипичными детьми.
Сергей Валюгин, учитель русского языка и литературы Школы имени Ф.М.Достоевского,
победитель номинации «Учитель года Москвы»:
– Мне очень нравилась в школе литература. Когда я оканчивал школу, мне хотелось продолжить изучать данную область, глубже погрузиться в предмет. И тогда я подумал, что для того, чтобы понять предметную область изнутри, нужно начать преподавать этот предмет другим. Так я выбрал гуманитарную область и оказался на филологическом факультете Московского педагогического государственного университета, который и определил мой дальнейший выбор профессии.
Моя мама – воспитатель. Она проработала в детском саду лет двадцать. И конечно, я с детства рос в некоей образовательной среде, мне было интересно наблюдать, как мама готовит занятия для своих подопечных, как она придумывает какие-то новые игры, приемы. Даже помню, как я, обучаясь еще в третьем классе, приходил к маме в детский сад и для подготовительной группы проводил занятия по шахматам, ставил небольшие спектакли по известным сказкам.
На самом деле выбор предмета, который я преподаю, тесно связан с особым педагогом. У меня в школе был чудесный преподаватель литературы Александр Геннадиевич Гутов, который так интересно рассказывал на уроках о произведениях, что мы потом приходили домой и говорили домашним: «Мама, а ты знаешь, что, оказывается, у Пушкина в его сказках столько всего интересного и необычного?» Конечно, когда видишь такого интересного преподавателя, яркую личность, хочется попробовать стать таким же ярким и интересным.
Думаю, что от моего наставника мне удалось перенять особый интерес к преподаваемому предмету, желание показать особую глубину классической литературы. В любых аудитории, коллективе, классе не нужно делить детей на какие-либо подгруппы, физиков и лириков, литература – это тот предмет, который одинаково важен для всех специальностей и направленностей.
Сейчас с Александром Геннадиевичем мы работаем в одной школе. Когда я начал преподавать литературу, при построении учебной программы взял за основу его авторский курс, это оказалось сильным подспорьем для меня как начинающего преподавателя. Но даже сейчас с ним часто обсуждаем некоторые моменты, потому что в русской литературе достаточно много еще неоткрытого, неизвестного.
Когда я готовился к конкурсу «Учитель года Москвы», часто консультировался с моим наставником. Чаще всего я приносил уже готовый материал, а он как строгий и чуткий критик честно и открыто говорил, над чем еще можно поработать, что дополнительно посмотреть по этой теме.
Поэтому он был очень рад, когда я сначала вышел в финал, а потом победил в конкурсе. Думаю, что это наша совместная победа. Сейчас у нас, конечно, идет большая работа. Нужно, чтобы Москва в этом году на российском уровне была представлена ярко и интересно, поэтому мы вместе работаем над подготовкой урока и мастер-класса, которые, уверен, заинтересуют и моих коллег, и членов жюри.
Егор Харитонов, инструктор по физической культуре школы №338,
победитель номинации «Воспитатель года Москвы»
– Успешная социализация, индивидуальные способности, формирование актуальных представлений об окружающем мире и предпосылок функциональной грамотности детей в партнерстве с семьями – все это требует создания успешной образовательной среды и поиска новых подходов к работе.
В моей деятельности мне помогает технология СОРСИ – сюжетно-образовательная развивающая спортивная игра. Эта технология привлекательна тем, что через игровую деятельность идет оздоровление детей, а двигательная активность проходит через интеграцию образовательных областей, и все это объединяет один сюжет.
Существует несколько трактовок данной аббревиатуры. Авторами СОРСИ можно назвать группу разработчиков: Ирину Давыдову, Галину Малову, Баатра Егорова.
Учитывая ресурсы нашей школы, реализующей программу дошкольного образования, количество воспитанников в группе составляет не меньше 25 детей. Я адаптировал данную технологию с учетом возрастных особенностей и направлений.
В работе я использую цифровые ресурсы и интерактивное оборудование. Разработал и применяю на практике цикл игр по направлениям «Мой дом, моя страна» (по патриотическому воспитанию), «Безопасность вокруг меня» (о жизни в мегаполисе), «Экотропа» (для формирования экологического мышления), «Вокруг света» (по краеведческо-туристическому направлению), дети учатся составлять план путешествия, фиксировать свои наблюдения, знакомиться с достопримечательностями страны.
Работая по направлениям, я взаимодействую с воспитателями и родителями, выстраиваю цепочку заданий на различных этапах мероприятия. Дети становятся путешественниками. Они погружаются в исследовательскую деятельность, ищут ответы на вопросы и выход из различных ситуаций, решают интеллектуальные задачи. Ведь для того, чтобы получить результат, ребенок ищет выход, исходя из полученных им знаний.
С детьми я педагог, наставник и друг!
Екатерина Шмакова, учитель–логопед школы №1498,
победитель номинации «Дефектолог года Москвы»
– Логопедическое сопровождение школьников с различными видами речевых нарушений характеризуется большим разнообразием содержания. Это означает применение в каждом отдельном случае специфических приемов и средств обучения, бесконечного варьирования способов их сочетания.
Показателем успешности проведенной логопедической работы считаю не только и не столько преодоление отдельных недостатков речи, сколько полноценную речевую деятельность каждого обучающегося: улучшение состояния устной и письменной речи, умение грамотно и адекватно использовать ресурсы родного языка в различных коммуникативных ситуациях, как результат – дальнейшая социализация ребенка с речевыми нарушениями, преодоление трудностей школьного обучения, неуспеваемости, обусловленной различными дефектами речевого развития.
Логопедические занятия проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой/групповой формах.
Количество и периодичность занятий определяются с учетом выраженности речевого нарушения, в среднем не менее двух раз в неделю.
Логопедические занятия проводятся во внеурочное время, и для обучающихся с ОВЗ они являются частью психолого-педагогического сопровождения как обязательного компонента образовательного процесса.
В обязательном порядке логопедическая помощь оказывается обучающимся, имеющим заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы, в котором среди направлений коррекционной работы отдельным пунктом выделяется сопровождение учителем-логопедом. Для них создаются необходимые условия в получении индивидуально ориентированной логопедической помощи в соответствии с рекомендациями комиссии.
Также логопедическая помощь может оказываться обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи, на основании коллегиального заключения психолого-педагогического консилиума школы после проведенных диагностических мероприятий учителем-логопедом, инициированных родителем или педагогическим работником (учителем, классным руководителем).
Следует обратить внимание, что логопедическая помощь, в том числе и любые диагностические мероприятия, осуществляется исключительно на основании личного заявления и согласия родителей обучающихся.