Кадровый резерв – необходимая составляющая современной системы образования, ее фундамент. В его составе должны быть представители московской системы образования, обладающие всеми необходимыми знаниями, навыками и компетенциями современного руководителя образовательной организации. Кандидаты, включенные в кадровый резерв, готовы не только взять на себя управление существующей образовательной организацией, но и встретить новые вызовы и задачи, стоящие перед современной системой образования.
Департаментом образования и науки города Москвы в августе 2023 года запущен пилотный проект «Школа кадрового резерва», включающий в себя многоступенчатую систему отбора и подготовки управленческих кадров, то есть формирование кадрового педагогического резерва столицы.
Около 600 кандидатов на должность руководителя образовательных организаций приняли участие в нескольких этапах отбора Школы кадрового резерва: прошли диагностику владения профессиональными компетенциями, необходимыми для принятия решений в функциональных областях управления (кадрами, ресурсами, результатами, процессами и информацией), а также подготовили видеопрезентацию и резюме. По результатам оценки видеоматериалов и резюме было отобрано 60 слушателей Школы кадрового резерва.
Слушателей ждут лекции, мастер-классы, тренинги и семинары, направленные на развитие управленческих компетенций и метанавыков – как управлять ресурсами, коммуницировать в стрессовых ситуациях, развивать системы воспитания и дополнительного образования, контролировать риски и уровень качества образования и другие вопросы. При формировании учебного плана учитывался уровень сформированности профессиональных компетенций слушателей.
Уже в процессе прохождения образовательного маршрута коллегам предстоит продемонстрировать готовность к дальнейшей работе, нужно будет преодолеть еще два рубежа на пути к цели – включению в кадровый резерв московской системы образования. Каждый этап диагностики или оценки, даже проверочная работа, – это «игра на выбывание».
Безусловно, реализация проекта «Школа кадрового резерва» – это возможность проявить себя, продемонстрировать свои сильные качества. Перспектива попасть в кадровый резерв управленцев столичной системы образования – огромный шанс для развития карьеры. Реализация образовательных маршрутов кандидатов для включения в кадровый резерв, организованная Департаментом образования и науки города Москвы и Корпоративным университетом, – эффективный способ подготовки к новым должностям и задачам. Этот опыт позволяет участникам проекта видеть возможности своего карьерного и профессионального роста, а значит, влияет на мотивацию.
История возникновения проекта «Школа кадрового резерва» достаточно долгая. Вспомним лишь те проекты, которые были запущены за последние 5 лет:
❏ в 2018 году Департамент образования и науки города Москвы запустил «Школу будущего директора» для 400 представителей московской системы образования, прошедших аттестацию. Обучение будущих руководителей происходило на регулярной основе (раз в две недели) и предполагало сдачу зачетов;
❏ в 2020 году начинающим руководителям образовательных организаций, их заместителям и педагогам, планирующим управленческую карьеру, была предложена программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»;
❏ в 2021 году формирование управленческого резерва московской системы образования происходило в контексте программы стажировки для школьных управленцев «Тень директора»: на протяжении двух недель кандидаты под руководством менторов – опытных управленцев – перенимали опыт своих наставников, формировали собственный стиль и культуру управления;
❏ в 2022 году 250 человек приняли участие в программе «Управление изменениями в образовательной организации среднего профессионального образования г. Москвы» для управленческих команда СПО.
Отличие данного пилотного проекта – системный подход к формированию требований и критериев отбора лиц, включенных в кадровый резерв, к их подготовке и личностно-профессиональному развитию, комплексность и объективность подхода к всесторонней оценке кандидатов на основе анализа совокупности всех составляющих управленческого потенциала, а также факторов, влияющих на его развитие, с учетом текущей эффективности, результативности и потенциала.
Создание кадрового резерва требует времени и ресурсов. Не каждый из активных и перспективных кандидатов готов к реализации задач, стоящих перед директором московской школы. Поэтому реализация проекта ориентирована на обучение и развитие необходимых универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, получение знаний, умений и навыков в ходе прямого взаимодействия департамента и кандидатов управленческого резерва.
Достаточно ли пройти образовательную программу, для того чтобы быть готовым возглавить одну из крупных образовательных организаций Москвы? Конечно же, подготовка к такому назначению не может осуществляться в течение месяца или двух. Обучение должно включать в себя помимо теоретических занятий практическую подготовку – стажировки, решение актуальных для отрасли практических задач, взаимодействие с действующими директорами (опытными и только приступившими к работе в образовательной организации).
Создание кадрового резерва директоров школ требует системного подхода и сотрудничества образовательных учреждений с департаментом. Дальнейшее развитие проекта предполагает проведение регулярных встреч с представителями департамента, ведущими экспертами в формировании и развитии профессиональных компетенций, действующими директорами московских школ в контексте встреч клуба «Карьера.Плюс».
Запуск проекта – отправная точка новой роли Корпоративного университета как кадрового центра московской системы образования. Его главной задачей является внедрение актуальных технологий в управлении персоналом в московской системе образования, информационное, методическое и содержательное сопровождение деятельности московских школ на всех этапах работы с кадрами, включая привлечение новых кадров, их диагностику, оценку и развитие.
Реализация проекта «Школа кадрового резерва» является апробацией нового подхода к аттестации управленческих кадров, предполагающего поэтапный карьерный и профессиональный рост кандидатов на должность руководителя образовательной организации. С самого первого шага – заявления на аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации – и до принятия решения о назначении на должность директора профессиональное развитие кандидата контролируется и направляется с учетом актуального уровня развития его профессиональных компетенций.
Комментарии
Александр Молотков, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы:
– В большой системе всегда есть скамейка запасных. Ротация управленческих кадров школ и департамента происходит постоянно. Становление директора школы не спонтанный процесс. Этот человек знает, понимает, принимает и умеет реализовывать поставленные городом задачи. Для этого и нужна Школа кадрового резерва, чтобы показать, как транслируются задачи города образовательным организациям. Не каждый прошедший обучение окажется в кадровом резерве. Это процесс не автоматический.
О наших ключевых задачах говорилось неоднократно. Это, например, реализация новых стандартов предпрофессионального образования. В этом году мы ужесточили требования к школам, где создаются предпрофессиональные классы. Все это делается для улучшения подготовки будущих профессионалов разных отраслей. Появилась новая философия среднего профессионального образования: мы серьезно пересмотрели программу и практическую подготовку учащихся, чтобы на выходе они становились профессионалами с высоким уровнем квалификации и ответственности. Ключевое направление – воспитание, формирование и гражданина, и горожанина, который с уважением относится к прошлому страны, чувствует сопричастность тому, что происходит сегодня и завтра, и видит место приложения сил в своей стране.
Вас будут максимально погружать в специфику всех направлений, чтобы вы приняли правильное решение и поняли, что точно справитесь. Тогда город будет знать и понимать, что в системе образования есть сильный кадровый резерв.
Валентина Перепелкина, заместитель директора по контролю качества образования школы №2057:
– От проекта я жду системного видения организации эффективной работы образовательной организация в Москве, чтобы получить от руководства департамента, тренеров и опытных коллег механизмы, алгоритмы управления образовательной организацией. Уже на первом занятии были всесторонне показаны те значимые направления, которые реализуются в системе столичного образования.
Анна Климович, заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ школы №281:
– Я в системе образования достаточно давно и поступательно двигаюсь, развиваюсь от роли учителя в сторону управленца. Мне кажется, сейчас для меня наиболее удачный момент, потому что мои внутренние принципы и ценности созвучны тому, что транслировалось на вводной встрече. Когда работаешь в тандеме, когда твои ценности и принципы общие и когда понимаешь вектор, в котором тебе нужно развиваться, и он тебе близок, это большая возможность для реализации своих амбиций. Это шанс для нас всех сделать московскую школу лучше.