Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение), и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017 (далее — Рекомендации).

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Обязанности руководителя в области воинского учета:

Наделить полномочиями по непосредственному выполнению мероприятий воинского учета конкретного работника (работников). Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях (п. 12 Положения):

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан.

Выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Рекомендаций). Организовать оповещение работников, состоящих на воинском учете, о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечить им возможность своевременной явки по этим вызовам (повесткам).

Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения):

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные):

  • мужского пола; уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса; успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса; не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, имеющие военно-учетную специальность (полученную при прохождении военной службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба).

Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный (п. 16 Положения).
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.

Бронирование — закрепление за организацией сотрудников, обладающих определенной квалификацией, на период мобилизации и в военное время с целью обеспечения бесперебойной работы предприятий в этот период. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Обработка данных работников и обучающихся (п. 30 Положения):
а) проверка наличия, подлинности и состояния документов воинского учета, предъявленных работником (военного билета или приписного свидетельства);

б) заведение личной карточки (форма Т-2) и заполнение раздела II личной карточки Т-2 путем перенесения из предоставленных работником (обучающимся) документов сведений о категории годности к службе, звании и т.д.;

в) разъяснение гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;

г) информирование военных комиссариатов об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметках о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета;

д) выдача гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу (поступлении в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) их с работы (из образовательной организации) сведений по установленной форме для постановки на воинский учет по месту пребывания (учебы) в военных комиссариатах или органах местного самоуправления.

 

Актуализация сведений о воинском учете (п. 32 Положения):

а) направление в 2-недельный срок в военные комиссариаты сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций);

б) направление в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

в) представление ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверка не реже 1 раза в год, сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов;

е) внесение в личные карточки сведений об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщение об указанных изменениях в военные комиссариаты;

ж) оповещение граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов и обеспечение их своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Перечень документов, которые должны быть разработаны и вестись в каждой организации (п. 39 Рекомендаций):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение 4 к Рекомендациям);
  • план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение 17 к Рекомендациям);
  • картотека личных карточек формы Т-2 на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение 18 к Рекомендациям);
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета (приложение 14 к Рекомендациям);
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • другие документы.

Контакты: Биленко Виктория Юрьевна, ведущий юрисконсульт отдела правового сопровождения Корпоративного университета московского образования, BilenkoVY@corp-univer.ru