Часть 1. Анализ рынка труда московского образования. Данные.
С 2019 года реализуется распоряжение Правительства Российской Федерации № 3273—р*. Для совершенствования условий кадрового обеспечения московских школ и развития системы научно-методического сопровождения педагогов в Москве Центр непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ) Корпоративного университета московского образования предлагает серию статей о состоянии рынка труда в отрасли и особенностях запроса работодателей – московских школ.
Цикл состоит из 4 статей:
Часть 1. Анализ рынка труда московского образования. Данные
Часть 2. Где ищут работников для московских школ
Часть 3. Востребованные специалисты и условия труда
Часть 4. Требования работодателей к самым востребованным специалистам
Введение
В первой части будут рассмотрены статистические причины высокого спроса на учителей, методология работы с открытыми данными и базовые характеристики полученных датасетов.
В московских школах трудится около 151 тысячи человек, из которых более 75% –педагогические работники, менее 2% – управленческие кадры, 10% – учебно-вспомогательный персонал и 13% – иной персонал. При этом распределение работников по стажу работы указывает на серьёзное превалирование более опытных кадров (более 20 лет стажа), а соотношение доли педагогов со стажем до 3 лет и 3-5 лет маркирует отток начинающих педагогов после первых лет практики.
Доли типов персонала в школах Москвы
Общее распределение педагогических работников по стажу
Распределение педагогов-предметников по стажу в разрезе основного преподаваемого предмета
Данные по Форме Федерального статистического наблюдения № ОО-1
Согласно этим данным, наиболее востребованными в абсолютном соотношении должны быть педагогические кадры – на это указывает и высокая доля педагогических должностей, и сравнительно малое количество приходящих молодых (с небольшим опытом работы) сотрудников и небольшое количество работников со стажем 3-5 лет.
Единой площадки подбора кадров или размещения вакансий для московского образования пока нет. Поэтому для изучения рынка труда были выбраны источники с открытыми данными и большими охватами – это популярные тематические телеграм-чаты и данные hh.ru по категории «учитель, преподаватель, педагог».
Сбор и обработка данных
Данные собирались в апреле-мае 2023 года. Наиболее актуальная версия была собрана – 3 мая 2023 года.
API hh.ru – 4 итерации запросов (до 2 тыс. данных в формате json), 2993 актуальных уникальных вакансий. Основные анализируемые поля: название должности, название работодателя, описание требований к кандидату, описание обязанностей, нижняя граница зарплаты, верхняя граница зарплаты, валюта зарплаты, указана в гросс (суммарный доход до вычета налогов), ссылка на вакансию, ссылка на работодателя, дата создания вакансии, ближайшее метро, координаты места работы. Дополнительно выделился параметр – относится ли работодатель к категории «государственная школа».
Телеграм-чат «Вакансии и резюме ДОНМ». Дата создания 24 октября 2017. Количество участников: 31 414 (на 15.05.2023). Доступные данные с 24.10.2017 по 03.05.2023. Собрано более 111 тысяч сообщений, из которых 93 тыс. распознаны как содержащие данные о вакансиях или кандидатах.
Телеграм-чат «ДОНМ вакансии». Дата создания 8 ноября 2019. Количество участников 6959 (на 15.05.2023). Доступные данные с 24.10.2017 по 03.05.2023. Собрано более 36 тысяч сообщений, из которых 12 тысяч распознаны как содержащие данные о вакансиях или кандидатах.
Данные очищались от дубликатов (явных и скрытых), также от технических сообщений и строк с нерелевантной информацией. Из текстовых описаний вакансий и сообщений чатов были выделены предметные области/должности, округа работодателей и кандидатов (в том числе указанных через метро или географические координаты). Для обработки использовались библиотеки языка python. Выделение искомых признаков текстов производилось с помощью алгоритмов расписывания именованных объектов (библиотека Natasha), в некоторых случаях регулярными выражениями по лемматизированным текстам. Анализ характеристик должностных обязательств производился с помощью частотного анализа слов и триграмм.
Для анализа пространственного распределения рынка труда требовались границы округов, количество зданий школ и их привязка к районам. Это данные были взяты с Портала открытых данных Правительства Москвы data.mos.ru
Численность населения административных округов Москвы приведена по данным Федеральной службы государственной статистики с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.
*Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 № 3272-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста».
Подробнее о нормативных основаниях работы ЦНППМ читайте в материале «Нормативно-правовое регулирование системы научно-методического сопровождения педагогов».