Почетным гостем стал летчик-космонавт Герой России Андрей Борисенко. Участники встречи посмотрели документальный фильм о том, как живут и работают космонавты на МКС.
Затем модератор Анастасия Мирошниченко попросила космонавта поделиться мнением, какие вызовы стоят сегодня перед космической отраслью.
Андрей Борисенко считает, что есть, по крайней мере, три проблемы, которые могут мешать дальнейшему развитию мировой космонавтики.
Первая – неизвестно влияние длительных космических полетов на организм человека. На сегодняшний день в космосе побывало чуть более 600 землян, в длительных экспедициях – около 100 человек. А для получения достоверной статистики необходимо хотя бы 1000 замеров.
«Как длительный космический полет влияет на репродуктивную функцию? С мужчинами более-менее понятно: у нас есть семьи, где родились дети у ребят, которые выполнили первый и даже второй космический полет, – рассказал Андрей Борисенко. – В части женского здоровья ответов пока нет. В российской космонавтике есть только две женщины, у которых родились дети после космического полета, причем опыт долговременной экспедиции имеет только одна женщина-космонавт».
Вторая серьезная проблема – это космический мусор. Объем искусственных объектов вокруг Земли ставит под угрозу безопасность космических полетов, причем эти объекты удаляются очень долго, некоторые могут пребывать на орбите несколько тысяч лет.
Третья проблема – защита экипажа при перемещениях в межпланетном пространстве от всевозможных видов излучения. «Сейчас мы летаем на высотах порядка 400 км и нас защищает магнитное поле Земли. На межпланетных трассах этой естественной защиты нет», – объяснил космонавт.
Доза облучения на межпланетных трассах примерно в пять раз больше, чем на околоземной орбите. «Поэтому идея Илона Маска направить в ближайшее время сотни тысяч людей колонизировать Марс не решаема, хотя бы по этой причине. Добравших до Марса, человек, наверное, будет еще живым, но уже не вполне здоровым», – сказал Андрей Борисенко.
Тема второго доклада – «Состояние и перспективы наземного комплекса управления космическими аппаратами дальнего космоса». С ним выступил Александр Жуков, заместитель генерального директора «Особого конструкторского бюро Московского энергетического института», лауреат Премии Правительства Москвы молодым ученым за 2019 год.
Особое конструкторское бюро МЭИ является оператором сети наземного комплекса управления дальних космических аппаратов и обеспечивает радиосвязь с ними, в том числе на траекториях полета к Луне, Марсу и другим небесным телам Солнечной системы.
Базовый принцип ОКБ МЭИ – «Проектирование возможностей на базе передовых технологий».
Этим он отличается от традиционного принципа проектирования космических средств «от задач» (космических проектов), который не позволяет сформировать полетные задания с учетом перспектив развития.
Будут созданы новые Центры дальней космической связи на территории России и в Южном полушарии Земли, средства наземного комплекса управления космическими аппаратами дальнего космоса объединены в интегрированную радиоинтерферометрическую сеть. В 2025 году будет создан опытный образец первой очереди сети на базе центров дальней космической связи «Медвежьи Озера», «Калязин» и «Школьное».
Куда пойти учиться, чтобы стать космонавтом или работать в аэрокосмической отрасли? Одна из самых реальных возможностей – поступить в Московский авиационный институт. Об этом рассказал Сергей Куликов, проректор МАИ. Выпускниками МАИ являются 27 космонавтов, на втором месте – МГТУ им. Н.Э. Баумана, который окончили 15 космонавтов.
«В мире больше космонавтов закончило только знаменитый Массачусетский технологический институт, который имеет филиал на мысе Канаверал и целенаправленно готовит выпускников для американских космических миссий», – отметил Сергей Куликов.
В настоящее время пять аспирантов МАИ являются членами отряда космонавтов. Кроме кадров для пилотируемой космонавтики, которые на сегодняшний день готовит в основном аспирантура, МАИ выпускает специалистов по космической инженерии. Космическая инженерия включает два основных направления: разработку новой космической техники, новых кораблей, технологий, аппаратов и обслуживание объектов космической инфраструктуры, а именно – космодромов.
Самые востребованные направления у абитуриентов бакалавриата Московского авиационного института связаны с авиастроением, авиационными и ракетными двигателями, системами управления летательными аппаратами.
Развитие аэрокосмической отрасли связано не только с ракетами и самолетами. Об этом говорил Вадим Цыганаш – пилот, доктор философских наук, исполнительный директор Ассоциации авиационных работ. В своем выступлении он рассказал о перспективах беспилотных авиационных систем (БАС).
Такие системы могут применяться в авиационно-химических, лесоавиационных, транспортно-связных работах, при мониторинге протяженных объектов. Стоимость выполнения работ с использованием БАС кратно уменьшается по сравнению с пилотируемой авиацией – при относительном сохранении производительности и качества. В связи с этим доля беспилотных авиационных систем на рынке авиаработ растет. Пока объем их применения очень маленький, но потенциальный рынок огромен.
Вадим Цыганаш привел пример комплексного применения пилотируемой и беспилотной авиации. В Красноярском крае разработана комбинированная система обнаружения лесных пожаров с использованием авиации, БПЛА. По расчетам, ее использование позволит снизить экономический ущерб на 39% и уменьшить площадь, пройденную пожаром на 25%.
После основной части – заявленных в программе докладов, началась сессия вопросов и ответов. Они касались не только технических вопросов. Например, Андрея Борисенко спросили о его отношении к фильму «Вызов», который позиционируется как первый художественный фильм, для которого съемки проводили в космосе.
Андрей Борисенко уточнил, что первым таким фильмом является «Возвращение с орбиты» 1981 года, специально для него со станции «Салют-6» делали съемки.
«Что касается целесообразности или нецелесообразности «Вызова», есть смысл рассматривать его с точки зрения достижения целевой функции, то есть воздействия на зрителя, для которого и сделан этот проект. Я говорил с разными людьми, в том числе не связанными с космосом, и мнение большинства – фильм удался, фильм интересный, хороший. Остается принять эту точку зрения».
Андрей Борисенко добавил, что во втором классе он увидел фильм «Укрощение огня» и понял, что хочет стать космонавтом. «Но когда я пришел в корпорацию «Энергия» и разговаривал с людьми, которые работали в те годы, спрашивал, как они восприняли «Укрощение огня», вы не представляете, сколько отрицательных отзывов я услышал! А для меня это фильм, с которого начался мой путь в космос. Поэтому могу сказать, что если фильм нашел отклик в сердцах зрителей, значит, его стоило делать», – заключил Андрей Борисенко.
Клуб молодых ученых создан под эгидой Департамента образования и науки города Москвы.
Организатор встречи – Корпоративный университет московского образования.
Членами Клуба являются лауреаты Премии Правительства Москвы молодым ученым.
Подробно о заседании Клуба молодых ученых в «Научном телеграфе».