Лариса Ханина,
воспитатель школы № 875
В статье представлен опыт работы воспитателя по построению взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста. На начальном этапе подчеркивается значение индивидуального подхода к семье и ребенку через ежедневное общение, которое позволяет воспитателю грамотно выстраивать взаимодействие на основе доверия, дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные воздействия родителей. Дальнейшее выстраивание взаимодействия с родителями происходит через организацию коллективной совместной деятельности. В статье приведены примеры творческих и просветительских мероприятий, которые на практике доказали свою результативность.
В дошкольном возрасте, когда ребёнок начинает посещать детский сад, очень важно найти такие формы взаимодействия с семьей, чтобы обеспечить единство подходов к воспитанию и обучению детей. Положительная динамика в развитии детей возможна благодаря совместной деятельности всех участников процесса. Эффективность результата зависит от общих усилий. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования и воспитания – главные цели взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Как строится общение воспитателя с семьей? Традиционные формы взаимодействия педагогов и родителей основываются на принципах информирования родителей педагогами группы о режиме дня, об организации разных видов деятельности детей в детском саду. Комплексный подход и системность являются залогом успешного развития и воспитания каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.
Какой вопрос можно задать ребенку, когда родители забирают его из детского сада? Вариантов много. Это могут быть вопросы общего характера, на которые, скорее, ответят дети старшего дошкольного возраста:
- Как ты провел день?
- Чем ты занимался?
- Что сегодня было интересного в детском саду?
- В какие игры играли?
- Что нового узнал?
- Как твои успехи на занятии физической культурой?
Вопросы могут быть наводящими, так как ребенку бывает сложно вспомнить «целый день», ведь он насыщен разными событиями и со многими ситуациями ребенок сталкивается впервые. Для того, чтобы родители задавали наводящие вопросы, им должно быть доступно содержание деятельности конкретного дня, о котором воспитатель может анонсировать утром или рассказать заранее. Первое время можно подсказывать родителям, какие вопросы задавать ребенку:
- Покажи свой рисунок. Расскажи, что ты рисовал? (затем подробнее, например, о времени года или характере персонажа на рисунке)?
- Какую песню вы исполняли на музыкальном занятии (или какую музыку слушали)?
- Вы сегодня проводили эксперимент! Что вы делали? Ты можешь объяснить, почему получился такой результат?
- Вы сегодня измеряли предметы условной меркой!? Как ей пользоваться?
- Какую книгу вы читали сегодня? Что тебе запомнилось?
- Что интересного ты увидел сегодня на прогулке?
Взаимодействие – это двусторонний процесс. Если родители доверяют педагогам, видят, что для педагогов важно, какие события происходят с ребенком, то они с удовольствием будут ими делиться. Например, если семья в выходные дни посетила театр или была экскурсии, то можно предложить родителям, чтобы ребенок рассказал об этом событии ребятам в группе, принес фотографии, открытки, театральную программу и пр. Так ребенок может поделиться впечатлениями, о путешествии, кукольном спектакле, прогулке в парк или о том, какой смешной случай произошел с их домашним питомцем. Вспомним фрагмент стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас? (Дело было вечером, делать было нечего)»:
«– А у нас сегодня гость!
А у вас?
– А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят!»
Родители, посещая интересные места или мероприятия с детьми, делятся своими впечатлениями между собой и могут посоветовать другим родителям хорошее событие. Мы учитываем это в своей работе, например, в проекте «Моя Москва», о котором расскажем дальше.
Если воспитатель будет этим интересоваться и учитывать при организации образовательного процесса в группе, то в конце дня родители с удовольствием поинтересуются:
- Ребятам было интересно послушать о путешествии? Какие вопросы они задавали?
- Ребятам понравилась история, которая произошла с нашей собакой? А у кого-то еще были интересные истории с их питомцами?
- Ты рассказал, что у тебя родилась сестричка? У кого из ребят в группе тоже есть братья или сестры? Они старше или младше?
Очень важно воспитателю грамотно выстраивать такое ежедневное общение ребенка и родителей. Это непростая задача, она в большей степени носит индивидуальный характер. Вместе с тем позволит дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные воздействия родителей.
Дальнейшее выстраивание взаимодействия с родителями в форме сотрудничества происходит через организацию коллективной совместной деятельности. Мы привлекаем их к совместной художественно-творческой деятельности. Вовлечение в художественное творчество способствует нормализации эмоционально-личностной сферы, стимулирует художественно-эстетическое развитие дошкольника, активизирует познавательную деятельность.
При организации встреч с родителями мы используем интеграцию изобразительного творчества, театрализованной деятельности, художественного слова. Каждый месяц мы проводим «Литературную гостиную», где дети вместе с родителями декламируют стихотворные и прозаические тексты, представляют иллюстрации к художественным произведениям, рассказывают о своих любимых героях книг. Например, одна из встреч была посвящена творчеству К.И. Чуковского. Интересно, что не только дети, но и родители читали наизусть отрывки его произведений. Дети и родители играли в коротких инсценировках. Мы провели викторину, когда гости по отрывкам называли произведение. Затем в малых группах дети и родители рисовали иллюстрацию к любимому произведению К.И. Чуковского. Отметим, что это мероприятие заметно объединило родителей и детей группы.
Важным направлением дошкольного образования является организация нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение к культурно-историческому наследию нашей страны. Традиционно, передача культурно-исторического опыта осуществляется от родителей к детям. И мы поддерживаем эту традицию, через организацию проекта «Моя Москва». Совместно с родителями разработали план экскурсионных маршрутов для возможного посещения родителей с детьми и календаря интересных мероприятий для маленьких москвичей. Дети совместно с родителями посещали Красную площадь, ВДНХ, Воробьёвы горы, усадьбы Кусково и Архангельское, Парк Горького и Музеон. Для встречи в нашей «Гостиной» родители с детьми подбирали фотоматериал, изготавливали поделки из различных материалов, придумывали вопросы для викторины. Впечатления от прогулок по Москве были отражены в рассказах и коллажах.
Еще один проект, который возник при поддержке родителей – это «Бородинское сражение». Детям дошкольного возраста непросто ориентироваться в исторических событиях. Мы определили, что для детей важно довести мысль, что народ России всегда защищал свое Отечество от врагов. «Бородинское сражение» – очень яркое событие, которое для детей и родителей превратилось в интересное историческое путешествие. Нами был проведен цикл занятий, бесед, чтение художественной литературы, показ слайдов, рассматривание иллюстраций и репродукций картин с обмундированием и вооружением разных родов войск периода Отечественной войны 1812 года. Затем мы приступили к изготовлению макета «Бородинское сражение»: основа макета – Бородинское поле, так же ребята лепили и раскрашивали фигурки русских солдат в гусарской форме и французских воинов, мастерили пушки и укрепления. Родители своими руками создали костюмы на детей. Когда макет «Бородинское сражение» был готов, ребята стали проводить экскурсии с рассказом об этом историческом событии для воспитанников и воспитателей из других групп, для родителей и даже для учеников кадетского класса нашей школы. Завершился комплекс тематических мероприятий настоящим костюмированным балом в музыкальном зале.
По итогам работы мы заметили следующее. Во-первых, сочетание творческой деятельности, чтения художественной литературы, рассматривания энциклопедий и пр. позволили детям усвоить сложный материал. Во-вторых, познавательный процесс поддерживался через совместный поиск решения проблем, делая поиск информации интересным, осознанным и мотивированным. В-третьих, во время проведения экскурсий ребята получили очень ценный опыт – опыт публичных выступлений.
Можно сделать вывод, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы с детьми, при поддержке и взаимодействии с родителями, детям доступно овладение элементарными знаниями из истории родной страны.
Для любой формы взаимодействия: «ребенок – родитель – педагог» можно выделить несколько этапов взаимодействия: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап – это создание атмосферы доверия, взаимоуважения, мотивация участников на предстоящую работу. В основном это индивидуальная работа, которая строится в форме беседы, диалога, консультации.
Основной этап – это направляющая, стимулирующая деятельность педагога по вовлечению родителей в образовательный процесс. Но здесь остается значимым индивидуальный подход, ежедневное общение. Педагогу важно вовремя подсказать, прийти на помощь, подвести к компромиссу, предложить решение проблемы. От педагога требуется высокий уровень профессионализма, максимум терпения и спокойствия.
Заключительный этап – это анализ и самоанализ деятельности. Педагог отмечает достижения всех участников. Для себя определяет результативность тех или иных мероприятий.
Приведенные в статье формы работы способствовали гармонизации детско-родительских отношений и объединению коллектива родителей группы. Совместное участие детей и родителей в мероприятиях – экскурсиях, викторинах, беседах – создает благоприятную атмосферу, повышает мотивацию к освоению нового материала, помогает решать проблемы интеллектуального, эстетического, нравственного воспитания и развития детей. Мы обратили внимание, что это способствовало нормализации эмоционально-волевой сферы у детей и отношений между родителями и детьми. Совместная художественно-творческая деятельность, общение по поводу событий, далеких путешествий и небольших прогулок объединяют членов семьи и семьи между собой. Мы задали родителям вопрос: в чём главная ценность этих встреч для вашей семьи?
Вот примеры ответов: «положительные переживания»; «возможность самореализации моему ребенку и мне – взрослому»; «возможность поверить в свои силы»; «преодоление страха перед новыми впечатлениями»; «расширение знаний об окружающем мире»; «возможность общаться и обмениваться впечатлениями».
В заключении еще раз подчеркнем, что основные условия для построения взаимодействия с родителями – это доброжелательность, заинтересованность, индивидуальный подход к каждой семье, системность и целенаправленность работы педагога.